Водители фур в России обвиняют в перегрузе весы и конкуренцию
Водители жалуются, что в перегрузе фур виноваты… автомобильные весы и высокая конкуренция. Грузоперевозчиков лихорадит: в этом году наказания за перегруз ужесточились. Крупные штрафы, до 500 тысяч рублей, грозят не только юридическим, но и физическим лицам, пишет VN.ru.
Помимо этого в нынешнем году неприятный сюрприз преподнесли и грузовладельцам, которые ранее в случае перегруза транспортных средств оставались безнаказанными. От солидарной ответственности хозяева товара до последнего отмахивались, пытаясь манипулировать: мол, мы, заполняя фуры сверх меры, экономим на транспортировке, соответственно не повышаем цену на перевозимый груз.
Однако если владельцам груза (как правило, это крупные компании, торговые сети с большим оборотом) штраф страшен, но не так чтобы очень, то для индивидуального предпринимателя-перевозчика равносилен разорению.
Губительная погрешность?
Перевозчики объясняют, что соглашаются на перегруз, боясь потерять контракт: конкуренция велика. Но есть и такие, которые говорят, что не нарушают закон, но все равно платят штрафы. Как так?В разных регионах, по словам президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, показатели весового контроля в отношении одного и того же груженого автомобиля порой необоснованно различаются. В результате перевозчики вынуждены платить большие штрафы в связи с наличием перегруза, которого по факту… нет.
— У динамического взвешивания, при котором не производится остановка автомобиля, имеется множество минусов, один из которых — это погрешность.
Она может составлять от 0,5 до 3 процентов. Между тем при перегрузе от 2 до 10 процентов (а для 40-тонной фуры это мизер) перевозчики обязаны заплатить штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Собственники фур, у которых одна-две машины, не зарабатывают столько денег. Для них это бомба: пара-тройка таких штрафов — и банкротство.
Вопрос рассмотрели на общественном совете при уполномоченном по защите прав предпринимателей Новосибирской области. Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков предложила уменьшить размеры штрафов. В противном случае произойдет массовый уход с рынка его участников, в основном представителей мелкого бизнеса и самозанятых.
Однако на совете не только услышали точку зрения перевозчиков, но и приняли во внимание информацию Росавтодора, по данным которого ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 триллиона рублей.
С превышением нагрузки сейчас по стране ездит более 30 процентов всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45 процентов, а вовсе не на 2–10, как это представляют перевозчики.
Добро пожаловать на весы
Что же происходит на постах взвешивания? В регионе круглосуточно действует четыре мобильных поста весового контроля. Выезжаем на один из них: за Хилокским рынком в областном центре через пункт взвешивания ежедневно передвигается до 50 грузовиков.Сотрудники ДПС не оставляют без внимания ни один большегруз. Вот и первый «клиент» — бетоновоз. Водитель, заметив сигнал инспектора, замешкался. Он пытался перехитрить сотрудников ДПС: отключил вращение миксера и пережидал, делая вид, что миксер КамАЗа пустой.
Автомобилисту предложили проехать на весовую платформу. Стандартная процедура: груженый автомобиль заехал на автовесы, подключенные к специальному устройству. С помощью компьютерной программы автоинспектор поочередно взвешивал каждую ось, контролер внимательно фиксировал результаты. Первое взвешивание показало превышение допустимой нормы на 1,5 тонны.
— Все зависит от расстояния между осями. На спаренные колеса допускается восемь тонн на ось, на одиночные — девять, а вот на прицеп — по 10 тонн, — пояснил Василий Петров, старший группы весового контроля ДПС. — Для получения достоверного веса передвижные весы проходят ежегодную поверку.
Если водитель не согласен, ему предлагают проехать на специальную площадку, где весы установлены по уровню, и провести контрольное взвешивание грузовика. Так что разницу в результатах взвешивания в разных регионах, о которой говорил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, всегда можно перепроверить.
«Нас таких много»
— Передвижные посты весового контроля сегодня главный кошмар для водителей большегрузов, — жалуется водитель бетоновоза Александр Карпухин.— Многие грузовики едут с серьезным перегрузом, никуда от этого не деться: если одни водитель не согласен везти, всегда найдется тот, кто согласится. Я откажусь — останусь без заработка. И нас таких много, любого можно останавливать и штрафовать.
Александру Карпухину не позволили продолжить путь, составили протокол, зафиксировали нарушение.
— Машину отправят на специальную стоянку. Водитель сможет продолжить движение только после того, как приведет перевозимое в полное соответствие весовым нормам, — объяснил Василий Петров.
Пока автоинспекторы проводили взвешивание, водители успели предупредить своих коллег. Сарафанное радио работает безотказно. Многие фуры, направляющиеся в Новосибирск, остановились вдоль дороги в ожидании окончания проверки…