Яровая не забыла и про экспедиторов
В настоящее время участники транспортно-логистической отрасли обсуждают поправки к федеральным законам, предусмотренные так называемым антитеррористическим «пакетом Яровой». Любопытно, что речь идет, как правило, о предстоящих затратах на установку и обслуживание техники для досмотра посылок. Между тем принятый пакет изменил и закон о транспортно-экспедиторской деятельности в РФ.
Логисты готовятся к расходам
Согласно предварительным расчетам Национальной ассоциации дистанционной торговли, расходы почтовых и логистических компаний на исполнение антитеррористических поправок, установленных федеральным законом от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», могут достичь 180 млрд руб.Этот расчет основан на предварительной оценке «Почты России», которая охватывает 70% рынка доставки посылок в РФ. Затраты пойдут на приобретение рентгенотелевизионных и радиоскопических установок, металлодетекторов, газоанализаторов и прочего к 1 июля 2018 года, когда операторы почтовой связи будут обязаны использовать указанные средства для исключения возможности пересылки оружия, взрывчатки и других запрещенных веществ и предметов. Если устанавливать оборудование во всех отделениях «Почты России» (их в РФ 42 тыс.), то на закупку потребуется как минимум 500 млрд руб. – и еще более 100 млрд руб. в год на эксплуатацию техники и оплату труда обслуживающего персонала.
Компаниям, имеющим лицензии на услуги почтовой связи, также придется покупать спецтехнику, что, по оценке Национальной ассоциации дистанционной торговли, может удвоить стоимость доставки посылок. Эксперты ассоциации отмечают, что
В перспективе возможно снижение количества покупок в интернет-магазинах на 30–40%, так как клиентов вряд ли заинтересуют товары, доставка которых стоит дороже, чем они сами.
Кроме того, эксперты указывают, что удорожание доставки скажется на ассортименте интернет-магазинов и на их оборотах. В частности, это касается таких почтовых операторов, как AliExpress, eBay, LeEco и т. д. Меньше пострадают розничные сети, у которых вообще нет доставки, а также компании, работающие в высокомаржинальном сегменте, таком как fashion.
Новые обязанности для экспедиторов
В справке Государственно-правового управления отмечается, что недавно принятый закон направлен на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму. В этих целях вносятся изменения в целый ряд федеральных законодательных актов, включая законы о транспортной безопасности и транспортно-экспедиционной деятельности. Так, федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» теперь дополнен ст. 11.14.3, в соответствии с которойЭкспедитору вменяется в обязанность проверка достоверности представленных клиентом документов и сведений, информации о свойствах груза, условиях его перевозки, необходимой для исполнения договоров транспортной экспедиции.
Нарушение влечет наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 3 до 5 тыс. руб., должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб., юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Повторное нарушение также грозит штрафом: для граждан – в размере 5 тыс. руб., должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – от 50 до 70 тыс. руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Уточним, что ранее п. 1 ст. 4 закона выглядел так: «Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции». Согласно отредактированному закону отныне экспедитор при заключении договора обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор такой информации без проверки ее достоверности не допускается. Кроме того, подвергся редакции п. 4 ст. 1. Теперь при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров. В прежней редакции закона указывалось, что экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной доверенности.
Оцениваем нововведения
По мнению генерального директора STS Logistics Кирилла Власова, внесенные в закон коррективы повлияют на порядок международной кооперации в процессе перевозок товаров. «Ее суть заключается в наличии определенной функции у каждого участника перевозки, а поправки говорят о том, что он должен не только выполнить свою функцию, но еще и проверить груз, водителей, контрагентов — юридических лиц и обеспечить безопасность процесса в целом, что, по сути, противоречит задаче выполнения узкой функции, — поясняет К. Власов. — Эта многократная проверка делает работу не только бессмысленной, но и довольно дорогой».Генеральный директор ООО «Трансгео» Сергей Попов констатирует, что поправки к закону не регламентируют механизм проверки экспедиторских компаний на предмет сопоставления ими фактических и декларируемых грузовладельцем свойств груза. «Тем более что четких критериев для проверки свойств, скажем, стройматериалов попросту не существует, так как на практике она не производится, – комментирует С. Попов. – В основном проверка товара происходит при приеме к перевозке скоропортящихся грузов, и здесь одним из основных критериев является температура предъявляемого груза, который затем следует перевозить с поддержанием температурного режима». Именно поэтому в тех случаях, когда экспедитор может понести какую-то ответственность за порчу груза, произошедшую без механического воздействия, в его же интересах оговорить с клиентом все условия доставки заранее. «Повторю, что это уже практикуется в определенном сегменте перевозок и все риски экспедитором уже заложены в ставку, – уточняет С. Попов. – Думаю, что с учетом этих факторов принятые к закону поправки не окажут существенного влияния на ценовую политику экспедиторов».
Председатель совета директоров Nawinia Рустам Юлдашев также не видит глобальных проблем, которые могут создать принятые поправки. «В целом все участники процесса перевозки заинтересованы в проверке как юридических лиц, так и перевозимого груза, потому что несут по цепочке ответственность друг перед другом», — поясняет эксперт. Возможное учащение проверок содержимого контейнеров Р. Юлдашев квалифицирует как вопрос правоприменения и доверия участников логистической цепочки друг к другу, которое и сейчас является важным аспектом перевозки. «Если начнут проверять все подряд, то работать не смогут все, кроме того, возникнут необоснованные издержки, – уточняет Р. Юлдашев. – По статистике ФТС, сейчас досматривается около 2% импорта, представьте, если эта цифра приблизится к 100%. Мне кажется, это нереально и никому не нужно».
Директор по управлению цепями поставок компании O'stin Дмитрий Мальцев считает, что поскольку конкретных разъяснений в поправках не содержится, то для их реализации нужны соответствующие инструкции от регуляторов, например от Минтранса. «Честно говоря, я сам не знаю, как это будет работать. Видимо, появятся разъяснения или судебные решения, так как подразумевается наказание за неисполнение поправок, а значит, будут проверять, была ли проверка достоверности или нет», – комментирует Д. Мальцев.
Тем не менее опасения в том, что исполнение новых поправок приведет к дополнительным издержкам, у участников рынка есть. Это неудивительно, поскольку конкретные размеры штрафов четко указаны во вновь принятом законе. К тому же любой расход вызывает увеличение затрат и, как следствие, рост цен. Впрочем, ситуацию исчерпывающе иллюстрирует уже обнародованное заявление «Почты России» о потребности в увеличении инвестиций. Отметим также, что ряд компаний отказываются комментировать нововведения, считая, что они носят скорее политический, чем экономический характер, и ограничиваясь заявлениями о готовности работать в соответствии с законом, тем более что документы на грузы и без того всегда проверялись. Так или иначе, но оценить последствия принятия нового закона участники транспортно-логистической отрасли смогут только на практике, поэтому для окончательных выводов потребуется время.