Реально ли водителю заработать полмиллиона?
По данным службы исследований Зарплата.ру, водители все чаще попадают в топ-10 самых дорогих вакансий. Встречаются предложения до 400 тыс. руб. Вакансии с зарплатой больше 100 тыс. делятся на два типа: водители такси — и водители с личными грузовыми автомобилями (чем больше грузоподъемность, тем выше зарплата). Соискатели с большим стажем не верят, что можно зарабатывать столько, а молодежь берет технику в кредит в надежде получать выше среднего по рынку.
Самые большие зарплатные предложения — 200–400 тыс. руб. в месяц предлагают водителям с личным грузовым автомобилем. Чаще всего эта сумма — так называемые «грязные деньги», то есть из них водитель оплачивает ГСМ, налоги, «Платон», содержание автомобиля. Преимущественно большегрузный транспорт используют в междугородных перевозках. В таком случае машина должна быть оснащена тахографом (устройство непрерывной регистрации маршрута и скорости движения, времени работы и отдыха водителей). Кстати, по законодательству затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.
Анализ резюме водителей на сайте Зарплата.ру показал, что в среднем по стране они претендуют на зарплату 30 тыс. руб. Очень редко встречаются запросы на доход в 100 тыс. руб.
«До 400 тыс. руб. могут заработать водители с большегрузным транспортом, с установленными рефрижераторами, — объясняет Ульяна Крупская, менеджер по транспортной логистике компании «Уральская Транспортная Группа». — Для них рейс «Екатеринбург – Москва» и обратно составляет 130 тыс. руб. За месяц примерно четыре рейса можно сделать».
По словам Натальи Амелёхиной, диспетчера-логиста ТК «Регион», водители оформляются в компанию как индивидуальные предприниматели и самостоятельно выбирают режим и уровень занятости (а значит, и дохода). «Некоторые берут на совмещение всего пару дней в неделю, другие могут работать постоянно с напарником — такие могут до 24 часов в сутки работать», — заключает эксперт.
Сами водители не особенно доверяют вакансиям с высоким доходом. «Расходы очень велики, а ставки на перевозки не очень высокие.
Поэтому когда-то зарабатывали хорошо. Сейчас уже не так весело», — считает Виктория, водитель с 15-летним стажем.
«Обман. Нет таких зарплат. Такие суммы можно заработать, если будешь сидеть 24 часа за рулем, — считает Павел, водитель с 12-летним стажем из Казани. — Дома практически не будешь появляться. И все еще зависит от заказов, ты можешь где-то простоять. Тем более с этими тахографами — как с ними сейчас ездят?».
По правилам эксплуатации тахографа, водитель должен управлять машиной в соответствии с утвержденным графиком, вовремя останавливаться на отдых и не перерабатывать. За нарушение правил труда и отдыха водителю могут выписать штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
Водителей с личными автомобилями не берут в штат, а оформляют договор оказания услуг. Поэтому у кандидата должно быть оформлено ИП/ООО, открыт расчетный счет, чтобы работодатель смог посмотреть выписку из единого госреестра. Для нанимателя не принципиально, чтобы ИП/ООО было оформлено на имя водителя — в этой роли могут выступить родственники или знакомые.
В «дорогих» вакансиях для водителей встречаются такие требования, как «коммуникабельность, грамотная речь, умение работать в команде».
«Важно, чтобы они были аккуратны со своей речью. Не грубили. Из-за хамства можно потерять клиента, и такие случаи были. Наш заработок — это их заработок, и они должны это понимать», — объясняет Ульяна Крупская.
Если водитель не нашел общего языка с клиентом, он отработал бесплатно. В зависимости от договора, который он заключал с работодателем, возможно, придется выплачивать и неустойку.
«Очень много приходится общаться с клиентом. Многие звонят, паникуют — где груз, где машинка? Надо же объяснить, убедить, что все в порядке, все хорошо, — рассказывает Виктория, водитель из Санкт-Петербурга. — С коллегами нужно найти общий язык. Допустим, те же пожелания логиста. Можно проигнорировать, выслушать вполуха, а можно нормально послушать, прийти к определенному выводу. И сделать оперативнее и лучше. Или убедить его в том, что лучше сделать по-другому, а не как он хочет».
Водители, которые работают давно и всерьез, достаточно подробно заполняют резюме — так как понимают: чем больше информации предоставят, тем выше шансы получить выгодное предложение. Указывают информацию вплоть до знания иностранных языков. «Я работал на Сахалине, в американской компании, там было желательно знать английский хотя бы на бытовом уровне. Это не обязательно, но дает преимущество», — говорит Павел.
По данным американской ассоциации перевозчиков, в США 6 % водителей-дальнобойщиков составляют женщины. В России соотношение меньше. Из 300 резюме только одно женское. «На работу берут менее охотно, чем мужчин, — рассказывает Виктория. — Все дело в стереотипах. Думают, что не смогу поменять колесо и прочее. Когда прихожу в коллектив, сначала тоже сторонятся, пока не увидят в работе».
Ульяна Крупская отмечает, что в грузоперевозки сейчас идет много молодежи от 20 лет:
«Мальчишки приходят из армии, им нужен какой-то заработок, они хотят работать сами на себя. Вот они покупают «газельку» тысяч за триста и катаются на ней. Оклад по городу 2,5–3 тыс. руб. в день».
Некоторые берут в кредит, другие ездят на родительских, третьи продают свои легковые автомобили — и на вырученные деньги приобретают «ГАЗель» для работы. В Екатеринбурге, по словам Ульяны Крупской, очень распространено брать «ГАЗель» для работы в аренду. Цена услуги — 20–25 тыс. руб. в месяц.
На дорогих большегрузах работают более взрослые и опытные водители. Стоимость машин, на которых можно зарабатывать больше 100 тыс. руб. в месяц, — 4–5 млн и выше.
В Европе и США уже тестируются автомобили-роботы, которые могут ездить автономно без помощи водителя. Разработчики надеются, что технологии позволят сократить аварийность на дорогах, исключить человеческий фактор, а также сэкономить на зарплатах водителям. В США, например, из-за непопулярности профессии работодатели вынуждены повышать зарплату водителям, чтобы привлечь людей в отрасль. Для России автономное вождение — пока далекая перспектива.
«Автоматизация давно обсуждается в профессиональных сообществах как источник риска для рынка труда. На мой взгляд, это все же отдаленное будущее. Пока есть еще много «но» (нюансов и сложностей) для использования автомобилей, которые смогут работать без человека, — говорит Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу SPSR Express. — Я думаю, что, когда эта технология будет масштабируема, это не приведет просто к сокращению рабочих мест, а повлияет на формирование совсем иной среды и новых требований к организации труда».