МАЗ-2000 "Перестройка". Самый эффектный и перспективный концепт отечественного грузовика
Советские инженеры, а затем и инженеры из стран бывшего СССР, отличались и отличаются богатой фантазией и интересными решениями, которые, увы, остаются нереализованными из-за недостаточного финансирования и бумажной волокиты. Был, однако, один проект отечественного грузового автомобиля, который мог стать будущим нашего грузового автомобилестроения. Название тому автомобилю МАЗ-2000 «Перестройка».
В советское время Минский автомобильный завод был лидером в производстве самосвальной и прочей грузовой техники в СССР. Распространенным он был в первую очередь из-за своей простоты, надежности и ремонтопригодности: ничего сверхъестественного в отечественных грузовых автомобилях не было, и потому они были популярны только в наших широтах. Отечественные грузовики редко выставлялись на международных выставках и то, для галочки, ведь они просто терялись среди других производителей.
Номенклатура нашей грузовой техники была очень небольшой: каждый завод мог похвастаться лишь парой моделей и десятком модификаций. В это же время в Европе уже существовало множество и больших и маленьких грузовых автомобилей, спроектированных под конкретные задачи и условия. Особенно популярными были разного типа дальнобойные тягачи. Стоит заметить, что в Европе и тогда и сейчас уже действовало ограничение по длине и массе грузовых автомобилей для дорог общего пользования. Длина должна была составлять не более 16,5 метров, а полная масса должна составлять не более 38 тонн. И все производители пытались выжать максимум из этих ограничений.
В сторону СССР как раз начал дуть легкий ветерок перемен. Коснулось это и крупных автомобилестроительных предприятий. На МАЗе была создана специальная комиссия, перед которой была поставлена задача построить грузовой автомобиль нового поколения. Причем задача была необычайно масштабной: построить грузовой автомобиль, который бы подходил и под стандарты и требования СССР, Европы, Австралии и США. Ведь в США и Австралии допускаются намного более длинные и грузоподъемные грузовые автомобили. Для советского союза были более привычны сцепные многозвенные грузовые автомобили. Так стала рождаться «Перестройка».
Проектирование автомобиля началось в 1985 году и название было выбрано неслучайно. В это время в СССР все кардинально менялось, началась «перестройка». Так и решили назвать этот перспективный автомобиль. Номер модели также был выбран не случайно. Рассчитывалось, что этот автомобиль станет абсолютно новым поколением грузовых автомобилей, и его перспектива уйдет далеко в глубь XXI века.
В 1986 году была собрана группа молодых специалистов, которым была дана полная творческая свобода под руководством опытных конструкторов. Через некоторое время появились первые эскизы неведомого грузового автомобиля, который опередил свое время лет на 30. Руководил новым проектом «фанатик» своего дела конструктор Михаил Высоцкий. Группа состояла всего из пяти энтузиастов. Основная идея новой модели была разработана В. Н. Сиволобовым еще до начала работ и сбора творческой группы. Однако, начальная концепция еще неоднократно менялась. За время проектирования модели было получено более трех десятков патентов и сертификатов на изобретения.
Главной особенностью нового автопоезда стала его модульная конструкция. Вся машина состояла из нескольких звеньев, связанных между собой и имеющих активную связь между собой. В модульную конструкцию входила высокая и удобная кабина водителя с плоским полом. Под кабиной располагался тяговый активный модуль, который присоединялся к транспортной раме, на которую устанавливался кузов, у которого была своя рама. Полная масса МАЗа-2000 составляла 41 тонну, а максимальная скорость составляла 120 км/ч. Устранение мертвой зоны за кабиной водителя позволило увеличить полезный объем кузова на 6-10 куб. метров.
После сборки и подгонки, первый прототип «Перестройки» был отправлен в Москву, в Министерство транспорта. Автомобиль своими нововведениями так сильно впечатлил приемную комиссию, что на месте было принято решение отправить автомобиль на автомобильную выставку 1988-ого года в Париже.
Ни один отечественный автомобиль не привлекал к себе столько внимания, сколько наша Минская «Перестройка». Автомобилем были впечатлены не только посетители, но и специалисты крупных автомобильных компаний. Автомобиль ждала большая перспектива. Создатели машины получили большую премию, планировалось к 1992 году выпускать по 1000 автомобилей в год.
На МАЗе в Минске принялись доводить машину и готовить ее к серийному производству. На Минском автомобильном был создан большой отдел, по доводке МАЗ-2000. Но СССР распался… И перестройка канула в лету. Умер СССР, вместе с ним умерла и «Перестройка». До распада успели собрать всего две «Перестройки». Одна после распада СССР была разукомплектована и порезана на металл, вторая долгое время стояла на возле УГК МАЗ. Последний раз машина выезжала «в люди» в 1995 и 2002 году. Единственный оставшийся в живых экземпляр в 2010 году был установлен на постаменте у центрального входа на завод МАЗ, где и находится по сей день.