«Мы приехали на два дня, а остались на четыре месяца»
12 апреля состоится всероссийский съезд дальнобойщиков, на котором они, скорее всего, примут решение снять лагерь в Химках, оформят создание Ассоциации перевозчиков России, куда уже вошли более пяти тысяч участников протеста из всех регионов, и обсудят дальнейшие методы борьбы с «Платоном».
— Пока окончательного решения нет, но мы сюда приехали на два дня протестовать, а остались почти на четыре месяца. Все говорили, что не достоим и до Нового года, а вот уже ручьи текут, — объясняет Андрей Бажутин, один из предводителей протеста.
Всего за время «химкинского стояния» удалось открыть региональные подразделения в 45 регионах — от Москвы до Владивостока, собрать представителей на учредительный съезд ассоциации, которая теперь будет защищать права дальнобойщиков на постоянной основе.
«Приехали они сюда просить «хорошего» Путина, чтобы отменил «Платон», а превратились совсем в других людей. Они не верят никаким чиновникам, им не нужна уже помощь волонтеров, они все могут сами. А главное — они научились самоорганизации, солидарности», — рассказывает Елена, один из самых верных волонтеров, не забывавших водителей на протяжении всего срока.
Пока фуры стояли в Химках, посланники лагеря объехали почти всю страну, создали настоящую сеть регионального сопротивления, которая теперь, на съезде, и должна оформиться. Но для этого пришлось разобраться в законодательстве, научиться работать с журналистами, социальными сетями, а главное — научиться решать внутренние конфликты, которых было предостаточно: «Это как на корабле: на ограниченном пространстве заперты десяток взрослых мужиков. И каждый со своим характером, — говорит Елена. — Теперь же многие дальнобойщики «домом» почти машинально называют лагерь».
По образованию Елена журналист, всю жизнь проработала в издательском бизнесе. Кроме нее регулярно на стоянку до сих пор носят продукты 10 человек. Татьяна, эффектная брюнетка в рыжей шубке, предоставила водителям свой дом неподалеку от Химок — здесь они принимают душ, стирают вещи. «Сперва было страшновато, думала, дальнобойщики это мужики, которые матом ругаются, но они оказались очень обходительными, — говорит Татьяна. — Все началось с того, что мы с подружкой принесли сюда бутерброды, так и носим».
Лагерь, ставший объектом внимания СМИ еще зимой, теперь кажется покинутым. На стоянке осталось только восемь грузовиков. Еще месяц назад здесь бывали активисты из МГУ, приходили даже политики, но с ними сотрудничество не сложилось. «Коммунисты приглашали нас на встречи с депутатами, но сделать для нас ничего не смогли. Навальный прислал наклеек, но сам здесь не появился», — объясняют дальнобойщики.
Последним громким событием, нарушившим рутину протестного быта, стала попытка неизвестных украсть генератор, питающий электричеством «штабной фургон». Злоумышленников остановили полицейские, с декабря приставленные следить за дальнобойщиками и не пускать сюда новые машины. В какой именно момент из тюремщиков они превратились в добровольных сторожей водительского имущества, никто не заметил. Полицейская легковушка все так же припаркована на въезде.
— А дальше что будете делать? — спрашиваю Бажутина.
— Бороться будем, куда мы денемся! Ежедневно в ассоциацию вступают новые люди.
Значительное число «дальнобоев»-частников, хотя и зарегистрировались в «Платоне», ездят «в серую». Но это до поры, потому что штрафы еще не начисляют.
В Сибири и вовсе рамки, чтобы следить за передвижением фур, не успели построить. Но как только удавка затянется, они мобилизуются, для этого мы и создаем структуру, — объясняет Бажутин.
Он не исключает участия ассоциации в совместных акциях протеста с учителями и врачами (дальнобойщики уже побывали на Торфянке, где жители борются против застройки сквера). Но сначала надо разобраться с собственными проблемами. «Нужно набрать силу, объединиться со своими, потому что 20 врачей и 10 дальнобойщиков никому не нужны, а уже потом выступать единым фронтом», — убежден Бажутин.