Путин проинспектировал строительство Керченского моста в Крыму
Президент Владимир Путин прибыл в Крым и осмотрел место, где строят Керченский мост с материка на полуостров, пишет «Московский Комсомолец».
Это только географически остров Тузла — теплый ласковый Крым. Погодные условия здесь, прямо скажем, далеко не южные: практически весь год дуют сбивающие с ног ветры и бушуют волны.
На материке уже вовсю цветут сады, а на острове без зимней шапки на улицу лучше не выходить — гайморит обеспечен. Однако, рассмотрев 74 варианта проекта, специалисты решили, что лучше всего строить Крымский мост именно через Тузлу. Стартовав с Таманского полуострова, трасса пройдет по существующей 5 километровой дамбе, затем пересечет Керченский пролив и, обогнув с севера мыс Ак-Бурун, выйдет на крымский берег.
Общая протяженность моста составит 19 километров. «Ничего подобного в России еще не строили!» — с гордостью говорят строители. И поясняют: дело не столько в размерах и сложности проекта, сколько в сроках строительства. Работы должны полностью завершиться к концу декабря 2018 года. Генподрядчик и друг Путина Аркадий Ротенберг лично отвечает за мост «головой».
До приезда президента главными звездами новой «стройки века» были… кошки. Любимец строителей кот Мостик завел официальный аккаунт в Instagram, а также странички в «Твиттере», «Одноклассниках», «ВКонтакте» и на Facebook, и подробно рассказывает, что творится на Тузле — какие сваи завезли и что было на обед у мостовиков.
За время короткой экскурсии Владимир Путин также смог убедиться, что работа здесь не сахар, а условия труда суровые. Даже рабочее совещание пришлось проводить в обычном строительном вагончике, куда прибывшие ВИПы набились, как сельди в бочку.
Руководитель проекта рассказал президенту, что слева от дамбы грунты мягкие, и там со сваями справляется вибропогружатель. А вот справа, где пройдет автомобильное полотно, приходится использовать гидромолот. Всего строителям предстоит погрузить в Керченский пролив 5,5 тыс свай, на которые обопрутся 595 поддерживающих мост опор.
Глава Минстроя Максим Соколов уточнил, что, поскольку железнодорожный трафик на этом направлении зимой невелик, первым будет запущено движение по автомобильной «нитке», а уже весной 2019 года в Крым поедут грузовые и пассажирские поезда.
Владимир Путин, обращаясь к строителям, подчеркнул, что они выполняют историческую миссию: мост через Керченский пролив в 1910 году хотел построить еще Николай II, но помешала первая мировая война. Потом аналогичные планы вынашивал Сталин, но началась война. «Это значит, что наши предшественники понимали значение этого перехода между Крымом и Кавказом. Надеюсь, что мы с вами сможем выполнить эту задачу», — заявил президент. Он предложил создать Общественный совет строительства Крымского моста аналогичный тому, что действовал во время подготовки к Олимпиаде-2014.
Такая форма взаимодействия, по мнению Путина, позволит эффективно контролировать ход работ и целевое использование средств. (Напомним, что из бюджета на стройку было выделено почти 212 млрд руб).
Максим Соколов заверил участников совещания: беспокоившие общественность вопросы экологии были своевременно решены — лягушки и полозы, обитавшие в акватории, переселены в более спокойные места. Кроме того, эксперты уничтожили 700 снарядов времен второй мировой. А найденные на дне археологические находки планируется передать в музей, который по инициативе президента будет создан в Керчи.
Владимир Путин подчеркнул: окончание строительства моста должно быть увязано с завершением работ по реконструкции дорожной сети самого Крыма. В противном случае стопроцентного эффекта не будет: съезжая с перехода, автомобили вновь встанут в пробках. Путин рассказал, как накануне долго обзванивал министерства и ведомства, пытаясь найти ответственного за строительство главной магистрали полуострова — 300 километровой дороги Керчь-Симферополь-Севастополь. Но тщетно. Проект одновременно курируют Минтранс, Минэкономразвития и крымские власти, а у семи нянек, дитя, как водится, без глаза.
— Не с кого спросить, — посетовал Путин, — Нет ни одного должностного лица, которое несло бы полную ответственность. Конкретный нужен человек, которого можно будет повесить, если он что-то не сделает.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев (его ведомство контролирует выполнение крымской ФЦП) благородно предложил в качестве потенциальной жертвы себя. Но Путин отказался. Министр выполняет много разных задач и нужен стране живым. В итоге назначить ответственного поручили куратору Крыма — вице-премьеру Дмитрию Козаку.
Между тем строители рассказали «МК», что глава государства беспокоится не зря. Если к темпам строительства моста пока нет вопросов, то дорога из Керчи в Севастополь до сих пор находится в стадии проектирования. Предыдущий подрядчик с заданием не справился, и ему в срочном порядке пришлось искать замену. «Раньше дорога должна была состоять из трех полос, но президент распорядился делать четыре полосы, чтобы на съезде с моста не возникали заторы», — поведали строители.
Других спорных вопросов на совещании не поднималось. Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что интеграция полуострова в политическое и экономическое пространство страны состоялась на 98%. (Оставшиеся 2% — это земельно-имущественные и строительные вопросы, которые будут решены к 1 января 2017 года). Он и губернатор Севастополя Сергей Меняйло с цифрами в руках доказали: все социально-экономические показатели по сравнению с «украинским периодом» выросли в разы.
«Национальный вопрос полностью под контролем. Все социологи характеризуют ситуацию на полуострове, как положительную: межнациональных конфликтов у нас нет!» — заверил президента Аксенов. А Путин распорядился не снижать темпов — результат, которого ждут жители России, и в первую очередь сами крымчане, еще не достигнут.