Аркадий Дворкович рекомендовал прекратить поставки нефтепродуктов в Беларусь
Вице-премьер России Аркадий Дворкович выразил обеспокоенность тем, что резко возросли поставки нефти в Беларусь со стороны дочерних предприятий «Татнефти» и «Газпрома», пишет Еврорадио. Он поручил Минэнерго, Минфину и Федеральной таможенной службе России совместно с «Газпромом» и «Татнефть» доложить о причинах этого.
Вопреки просьбе вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича «Газпром» продолжил поставки нефтепродуктов в Беларусь. По данным железнодорожных экспедиторов, «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта», входящего в «Газпром», экспортировало в феврале в Беларусь всего 1,9 тысячи тонн дистиллята газового конденсата (может использоваться как дизельное топливо и при производстве высокооктанового бензина, — ред.), а с начала марта уже 8,5 тысячи тонн. Для сравнения, в январе 2016-го поставки дистиллята составили 15 тысяч тонн.
Снижение экспорта в феврале связывают с рекомендациями Дворковича «Газпрому» приостановить поставки нефтепродуктов в Беларусь. Теперь же российский вице-премьер поручил Минэнерго, Минфину и Федеральной таможенной службе разобраться в причинах их резкого увеличения.
«Стандартная история, и нового здесь ничего нет, — комментирует причины запрета белорусский экономист Сергей Чалый. — Беспошлинные поставки в Беларусь и далее из Беларуси минимальных продуктов переработки нефти, но достаточных для того, чтобы изменились коды товарной номенклатуры экономической деятельности».
Дело в том, что поставки нефтепродуктов идут с нефтебаз в Смоленской области России либо сразу с перерабатывающих дочерних структур российских нефтяных компаний в нашей стране. Поскольку Беларусь входит в единое экономическое пространство с Россией и в Таможенный союз, упомянутые поставки не облагаются таможенными платежами. А значит, российские компании выигрывают дважды: во-первых, они снизили налоги, так как поставки в Беларусь не являются экспортом, а во-вторых, получили прибыль (с начала 2016 года поставлять бензин на белорусский рынок выгоднее, поскольку цены на АЗС выше российские).
Сергей сравнивает эту ситуацию с историей 2012 года, когда Беларусь обвиняли в том, что под видом растворителей она экспортирует на европейский рынок нефтепродукты. Растворители тогда тоже не облагались пошлинами.
«Здесь важно не наглеть. С теми же растворителями вопрос стал подниматься, когда их экспорт начал превышать потребности мирового рынка. А жили бы без многократного роста, никто бы и слова не сказал. То же самое и сейчас. Возможно, российские власти и не отреагировали бы, ведь я не исключаю, что их заинтересованность также учтена в этой схеме. Но, когда начинают со всех сторон тыкать пальцем, то приходится хмурить брови и грозить пальцем» — Сергей Чалый.
Но обложить пошлиной все нефтепродукты, по мнению экономиста — не выход из ситуации, так как далеко не все из них используются для подобных схем. Поэтому, скорее всего, сейчас просто поставки нефтепродуктов принудительно приостановят на небольшой срок, за который будут внесены соответствующие поправки в законодательство.
«Ситуация отразится только на тех, кто получал с этой схемы деньги, — отвечает на вопрос, повлияет ли как-нибудь на простых белорусов запрет поставок дистиллята Сергей Чалый. — А вообще эти деньги получают субъекты малого предпринимательства, как у нас принято говорить, — то есть фирмы с небольшим количеством сотрудников. А учитывая, что их деятельность лицензионная, и нефтяная сфера всегда находилась под особым вниманием наших властей, то там рука у кого надо. Поэтому неважно, как ничего бюджет не получал из этих схем, и теперь ничего он не потеряет».
Представитель «Газпрома» сообщил РБК, что дочерние предприятия компании увеличили поставки нефтепродуктов в Беларусь ещё в 2015 году «в связи с благоприятной конъюнктурой». Возобновление поставок в марте комментировать отказался.