Арифметика одного рейса, или На что надеются петербургские дальнобойщики?
С 1 марта тариф по «Платону» на федеральных трассах, судя по всему, останется на уровне 1,53 руб. за километр, и прежние намерения правительства ввести плату в размере 3,06 руб., а потом 3,73 руб. отодвигаются на неопределённый срок. Однако для петербургских дальнобойщиков это – слабое утешение. Многие из них будут вынуждены перейти под крыло крупных компаний или просто потерять работу.
Что сейчас происходит с петербургскими дальнобойщиками? По словам председателя совета профсоюзной организации грузоперевозчиков СЗФО «Дорога жизни» Александра Расторгуева, большая часть водителей не работает уже больше трёх месяцев. «Частники практически все стоят. Работа есть, но из-за «Платона» боятся нарваться. При этом ставки на перевозки ещё не увеличили. Люди просто чего-то ждут. Потери в деньгах большие, и дальше терпеть сил уже нет, надо что-то предпринимать», – поясняет профсоюзный лидер.
Примеров того, как кого-то оштрафовали по «Платону» в Петербурге Александр Расторгуев не знает. Возможно, оштрафованные есть, говорит он, но точно не в Петербурге. Дело ещё в том, что нет самих приборов, по которым «Платон» взимает плату. «Обещают, что они должны будут поступить только в 20-х числах февраля».
Тогда как же дальнобои ездят сейчас? Пока – по дорожным картам, использующимся вместо «платоновских» бортовых устройств. Но ездят хитро. «Многие наши питерские карту покупают, доезжают до Москвы и там эту карту аннулируют. Затем из Москвы выезжают, карту снова покупают и уже здесь в городе опять её аннулируют», – поясняет Расторгуев.
Крупные компании, «Деловые линии», «Магнит» и прочие, ездят, как и раньше, и у них приборы уже получены. Вот только пользуются они ими, по словам Александра, оригинально: «Формально все приборы у них получены, но на самом деле они их просто бросают в бардачок и не подключают. Видимо, эти сети пока просто не проверяют. Должно быть, как-то с властями договорились».
Понятно, что долго всё это продолжаться не может, и те дальнобойщики, которые объединились в профсоюз, с 20 февраля собираются объявить забастовку. Протестующие требуют отменить «Платон» полностью, а промежуточные уступки в виде отсрочки повышения тарифов и снижения штрафов за неуплату их не устраивают. Почему? Математика здесь простая. Антон Бульясов, дальнобойщик, работавший раньше по ИП и специализировавшийся на перевозках между Москвой, Московской областью и Петербургом, объясняет: «За год набегает около 100 тысяч километров пробега. Даже если платить по 1,53 рубля – это минус 150 тысяч, что соответствует почти трети моей годовой прибыли на машину. То есть мой доход будет где-то 300, от силы 350 тысяч в год, или 30 тысяч в месяц максимум, при условии, что я не покупаю колёса, не плачу никаких штрафов и машина у меня не ломается вообще. А если введут 3,06 или 3,73, то я себе в убыток работать начну».
Более детальную арифметику приводит другой дальнобойщик, частный предприниматель Максим Шевелёв. Он сам ездит, и у него ещё три машины – накопил на них за 15 лет перевозок. «Возьмём тентованный полуприцеп, который возит грузы (в основном китайский ширпотреб, бытовую технику, мебель и т.д.) по маршруту Санкт-Петербург – Красноярск. Ставка за километр вместе с НДС от 40 до 32 рублей. Средняя – 35 рублей за километр. Расстояние в один конец – 4500 км. В обратную сторону, ставка ниже, в среднем 17 рублей. Выходит, что средняя ставка в оба конца – 26 рублей. А общая валовая выручка на 9000 км – 234 тысячи рублей, – подсчитывает Шевелёв. – Из этих денег надо сразу отдать зарплату водителю – 4 рублей за км, или 36 тысяч рублей. Вычитаем их из 234 тысяч рублей, и остаётся 198 тысяч. Затем идут расходы на топливо (солярка) – в среднем 12,25 рубля на км, а значит, на 9 тысяч километров уходит 110 тысяч рублей. Остаток 88 тысяч. Из него вычитаем техническое обслуживание – в среднем 3 рубля на км, или 27 тысяч. Остаётся 61 тысяча рублей».
Вот из этой суммы, которая получается, если фура прошла трассу идеально и «ни один гаишник её каким-то чудом не оштрафовал», надо вычесть «Платон». Если платить по 3,06 рубля за км, то выходит 27,5 тыс., а если по 3,73 – 33,5 тыс. рублей. В итоге, подсчитывает Шевелёв, от той 61 тыс. остаётся 33,5 или 27,5 тысячи. «Такой рейс, туда-обратно, занимает почти две недели, то есть за месяц можно сделать два рейса. В итоге общий доход за месяц при «Платоне» в 3,06 рублей – 55 тысяч. При условии, что никаких форс-мажоров и штрафов. А ведь с этих денег надо и другие налоги заплатить, и на бухгалтерию потратиться. По 1,53 рубля за километр, остаток выше, да – где-то 90 тысяч. Так мы же ещё колёса покупаем, да и без штрафов на самом деле круглый год не проездишь», – говорит Шевелёв.
С ним согласен другой питерский дальнобойщик Владимир Совенко, в парке у которого было пять машин и которые он уже за копейки продал: «Смысла на самом деле нет. Да, некоторые бастуют, собираются в новый поход идти, но, по-моему, затея бессмысленная. Сейчас многие уходят. Мы на тентованных фурах работали, рефрижераторы и вообще перевозка продуктов – немножко другая ниша, которую в основном занимают крупные сети типа «Магнита», и куда войти сложно. Кстати, водители, что со мной работали, пытаются в эти сети сейчас устроиться. Бизнес укрупняться будет, а нас просто выдавили».
По поводу будущего мелких перевозчиков Владимир Совенко высказывает очень распространённую сегодня точку зрения – дальнобойщики уже вряд ли смогут работать на себя, как прежде.