Грузоперевозки между Польшей и Россией — вопрос, требующий компромисса
Первого февраля закончился срок действия подписанных в прошлом году договоренностей относительно коммерческих автомобильных грузоперевозок между российским и польским государствами, и с этого дня транзит грузового транспорта между странами прекращен. Связано это с тем, что стороны не смогли прийти к единому мнению в вопросе выдачи разрешений на осуществление грузоперевозок. В результате неоднократно проводимых переговоров странам удалось лишь зафиксировать дату (15 февраля), до которой дальнобойщики из РФ должны покинуть Польшу.
Напоминаем, что регулировка автомобильных грузоперевозок между Польше и Россией осуществляется на основе подписанных в 1996 году соглашений, в которых предусматривается возможность грузоперевозчиков одного государства обслуживать товаропоток другого государства.
Где собака зарыта
Камнем преткновения в данном вопросе стало количество разрешений, выдаваемых компетентными организациями обоих государств, на осуществление транзитных коммерческих рейсов грузоперевозчиками. Процедура согласования выдачи разрешений прописана в международных договорах, а их количество оговаривается странами ежегодно.Есть два вида выше упомянутых разрешений. Первый – двусторонние. По ним груз из Польши завозится в Россию и наоборот. Также российские дальнобойщики используют их, как транзитные, для транспортировки груза из западноевропейских государств через польскую территорию. Второй – трехсторонние, по которым польские грузоперевозчики завозят западноевропейский груз в Россию.
Отечественным логистическим компаниям, доставляющим груз из Западной Европы через польскую территорию требуется большое количество двухсторонних разрешений, в то время как польским грузоперевозчикам – трехсторонних. Последние несколько лет ввоз в Россию западноевропейских товаров польскими перевозчиками производился по двухсторонним разрешениям с предварительным (формальным) переоформлением груза на польской территории. Но в этом году за такие действие перевозчиков из соседней страны стали штрафовать.
Чем недовольна Польша
Москва приняла закон о контроле автодорожных грузоперевозок, согласно которому теперь тип грузоперевозки (транзитный или двусторонний) проставляется зависимо от того, где находится отправитель. Раньше определяющим моментов в этом вопросе было место погрузки. Свои действия Москва объясняет стремлением воспрепятствовать проникновению на территорию страны грузов из третьих стран по льготным разрешениям, а именно этим очень часто «грешили» поляки, поставляя в Россию товары из ЕС, позиционируя их как загруженные в Польше. Таким образом правительство РФ пытается поддержать отечественных перевозчиков, доля которые в обслуживании трафика меду РФ и Западной Европой составляет всего лишь 30%, в то время как польских – 70%.Варшава в свою очередь недовольна данным нововведением и требует от российского правительства отмены выше упомянутых норм для своих перевозчиков, аргументируя это тем, что принятые в РФ закон не позволит полякам транспортировать продукцию, произведенную расположенными в Польше предприятиями, являющимися филиалами компаний, головной офис которой находится на территории иной европейской страны, в рамках льготного режима. Такие действия России, по мнению Польши, во многом ограничат доступ последней к азиатскому, центральноевропейскому и восточноевропейскому рынкам.
На сегодняшний день «потепления» в отношениях двух государств в свете данного вопроса не наблюдается. Россия не планирует удовлетворять требования Польши многократно увеличить разрешений для своих перевозчиков. Будет ли достигнут консенсус – не известно. Пока страны пытаются найти удобное для всех компромиссное решение, производители и дальнобойщики ищут обходные пути доставки грузов. Как вариант рассматривается маршрут через литовскую Клайпеду и Финляндию. Однако такие коррективы приведут к повышению цен на грузоперевозки.