Рынок грузоперевозок России — итоги 2015 года
Сложным минувший год выдался для российского рынка автомобильных грузовых перевозок. Отрасль ощутила себе последствия экономического кризиса и выдала в итоге довольно-таки неприглядные показатели. Так по результатам двенадцати месяцев грузооборот автомобильного транспорта страны достиг 211 миллиардов тонн, это на целых шесть процентов меньше, нежили за те же двенадцать месяцев 2014 года. что касается объемов, то они также упали, в соответствии с данными Росстата, на 7,7%.
Аналитики выделяют три причины нарастания кризиса в отрасли.
Импортно-экспортный кризис
Первая – мораторий на импорт определенного перечня промышленных и всех продовольственных товаров из стран Евросоюза и Америки. К примеру, только за первые шесть месяцев ушедшего года количество поставляемой в Россию из-за рубежа молочной продукции уменьшилось более чем на 80% (в сравнении с 2014 годом). Если говорить об импорте иностранных товаров в целом, то сокращение объемов достигло 40%. А это не могло не сказаться на отрасли автомобильных грузоперевозок, поскольку поставка грузов, особенно продуктов, преимущественно осуществляется автотранспортом.
Как результат – снижение спроса на услуги логистических компаний и частных перевозчиков, повышение конкуренции и критическое уменьшение тарифов на до средних показателей 2014 года. На этом фоне из «рабочей обоймы» выпал не один десяток небольших транспортных компаний и частных предпринимателей, а целый ряд успешных перевозчиков присоединились к числу с трудом выживающих.
Очередным ударом для отрасли стали начавшиеся в январе минувшего года перебои с экспортом, связанные прежде всего с резким сокращением продаж за границу металла и топлива. Нестабильной ситуация оставалась до апреля. По данным ГК Tels за указанные период времени было произведено на 4% меньше перевозок груза, нежили за такой же период 2014 года.
Рост экспорта пришелся на летние период, но это не спасло ситуацию в целом. По мнению экспертов количество грузоперевозок между европейскими странами и РФ в 2015 году снизилось на треть.
Таможня не дала добро
Свои коррективы в работу отрасли внесла таможня РФ, ограничившая применение процедур пропуска грузовых машин, которые были установлены на российской территории в соответствиями с Конвенцией МДП. Использование книжек МДП, начиная с осеннего периода 2013 года было обозначено небольшим коридором в СЗФО. Таким образом условия для международного автомобильного сообщения в рамках грузового сегмента существенно ухудшились.Ситуация изменилась лишь в декабре 2015 года, когда по приказу ФТС на российской границе появилось сорок пять пропускных пунктов, работающих по книжкам МДП. Но как они будут работать далее пока до конца не известно, поскольку подписанный в конце декабря того же года приказ Минтранса РФ предполагает внесение ряда корректив в порядок осуществление грузоперевозок в международных масштабах.
Без «Платона» не обошлось
Снижением объемов автоперевозок отрасль отреагировала на активацию скандально известной системы «Платон». Введение платы за проезд двенадцатитонников по федеральным трассам привело к тому, что грузоперевозчики подняли тарифы. А это, равно как возникшие попутно проблемы (забастовки дальнобойщиков, сокращение количества перевозчиков), вынудило некоторые компании-производители продукции с интересом взглянуть на ставший на фоне этих событий конкурентоспособным железнодорожный транспорт.
Если до «Платона» среднемесячные минусовые показатели грузооборота автомобильным транспортом колебались в пределах 4,5%, то после введения выше упомянутой системы они стали расти еще стремительнее, достигнув уже в ноябре 7,6%. Стрессовой ситуация оказалась прежде всего в сегменте международных грузовых перевозок, но она не могла не отобразиться на общих показателях успешности отрасли за год.