Новые правила грузоперевозок в восьми картинках
20 декабря 2015 года в России вступили в силу Особенности выполнения международных автомобильных перевозок грузов третьих государств, утвержденные Приказом Министерства транспорта России №301 от 14.10.2015 года (далее – Особенности), принятые в целях толкования и применения отдельных положений ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок…» №127-ФЗ. Разберемся, какие изменения произойдут в работе международных автомобильных перевозчиков (далее – Перевозчиков) в связи со вступлением в силу указанных Особенностей. Точнее ответим на вопрос, как ездить с 20 декабря 2015 года в Россию?
Сразу оговоримся, что названные Особенности в данном обзоре будет рассматриваться в контексте применения к перевозчикам из стран Европейского Союза.
Основное изменение, которое вводится указанным приказом Минтранса, состоит в том, что с 20 декабря 2015 года применяются специальные правила для перевозки грузов третьих государств.
Начнем с определения того, что является грузом третьего государства.
Груз третьего государства — груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства (ст.1 ФЗ №127-ФЗ).
Это определение появилось в редакции закона, вступившей в силу с 24 февраля 2015 года, но фактически не применялось.
Применение определения груза третьего государства на практике означает, что в большинстве перевозок в РФ, когда продавцом товара согласно инвойса выступает фирма из третьего государства, такая перевозка будет рассматриваться российскими транспортниками в качестве перевозки грузов третьих государств со всеми вытекающими последствиями. При перевозках из России, грузом третьего государства, как правило, будет считаться груз, проданный фирме, которая зарегистрирована не в стране регистрации перевозчика и его транспортного средства.
Дальше разберемся, как правильно возить груз третьего государства. Ответ на этот вопрос как раз и дают указанные выше Особенности.
Особенности определяют, что перевозка грузов третьих государства может выполняться как на основании российских разовых разрешений («дозволов») на двустороннюю перевозку, так и на основании разрешений на перевозку с / на территорию третьих государства, и на основании многосторонних разрешений CEMT.
Далее установим, когда возможно осуществлять перевозку грузов третьих государства на основании двухсторонних разрешений («дозволов»).
Особенности предусматривают несколько вариантов перевозки, в рамках которых возможно осуществление перевозок грузов
- третьих государств в Россию по разрешениям на двустороннюю перевозку:
- перевозка в Россию из страны регистрации транспортного средства и фирмы перевозчика;
- перевозка из России в страну регистрации транспортного средства и фирмы перевозчика;
- перевозка грузов из морского порта;
- перевозка грузов из таможенного склада.
Требования по каждому варианту перевозки и необходимые документы приведены в Схемах 3-6:
Первые два варианта перевозки (Схема 3, 4) предусматривают обязательное наличие среди перечня обязательных документов поручения отправителя.
Содержания данного документа и предъявляемые к нему требования указаны в Схеме 7.
Отдельные изменения в связи с осуществлением перевозок грузов третьих государств коснулись перевозок по многосторонним разрешениям (CEMT). В частности, установлены сроки въезда иностранных транспортных средств после завершения предыдущей перевозки.
Основные выводы, относительно вступивших изменений с 20 декабря 2015 года
На практике началось применение нового вида международных перевозок – перевозка грузов третьих государств.
Груз третьих государств можно перевозить по многосторонним разрешениям CEMТ, по разрешениям («дозволам») на двустороннюю перевозку и разрешениям на перевозки в / из третьих стран.
Вид допустимого для конкретной перевозки груза третьего государства разрешения зависит от соблюдения ряда установленных Особенностями условий, полноты и правильности оформления документов.
Текущая редакция Особенностей содержит в себя ряд формулировок с неоднозначным содержанием.
По это причине нет четкого понимания и логики Законодателя по следующим вопросам:
- Необходимо ли среди документов на каждый рейс иметь Сертификат происхождения товаров, при том что с точки зрения Законодательства РФ и Таможенного Союза данный документ не является обязательным? — Необходим ли данный документ при перевозке из России?
- Как будет осуществляться перевозка товаров, сопровождаемых ветеринарными / фитосанитарными сертификатами, при наличии требования о совпадении страны регистрации транспортного средства со страной происхождения товара? В частности, когда транспортное средство не могло быть в стране погрузки даже теоретически, а до страны начала перевозки данный товар был доставлен другим видом транспорта?
В настоящее время нашей компанией подготовлен запрос в Ространснадзор в целях получения официальных разъяснений по спорным вопросам.