Росавтодор потратит 3 млрд руб. на систему автоматизированного контроля за грузовиками
В течение 3 лет на федеральных трассах появятся 125 пунктов автоматического весогабаритного контроля. На эти цели Росавтодором будет инвестировано порядка i3 млрд. По расчетам дорожников, новая автоматизированная система ежегодно позволит экономить государству до i1 трлн, которые ранее приходилось тратить на восстановление дорог, поврежденных фурами с перегрузом до истечения межремонтного срока службы.
В 2016 г. на федеральной сети будут введены в эксплуатацию 40 автоматических «дорожных весов», которые добавятся к уже работающим в тестовом режиме 18 постам. Стоимость оборудования одного пункта весогабаритного контроля составит i20-i30 млн. В настоящее время Росавтодор ведет переговоры с 5 отечественными и 2 иностранными производителями. Кроме того, в ведомстве открыты для предложений от инвесторов, заинтересованных в совместной реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства.
«До 2020 г. количество пунктов автоматизированного контроля за весовыми параметрами грузовиков будет увеличено до 400, что соответствует зарубежной практике – в странах Европы и США на 1000 км приходится 8 контрольных точек для взвешивания транспорта», — отмечает заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.
По словам директора ФКУ «Росдормониторинг» Константина Угарова, в 2015 г. в период тестовой эксплуатации автоматизированной системы дорожники внимательно проанализировали попытки водителей обойти процедуру взвешивания. Для тех, кто рискует объезжать «электронные весы» по обочине, со следующего года будет предусмотрена дополнительная установка контрольных датчиков за пределами дорожного покрытия и барьерного ограждения. Водителей грузовиков-нарушителей, готовых выехать на встречную полосу, чтобы миновать конструкции для взвешивания и избежать штрафа в i100-i500 тыс. также ожидает сюрприз – комплексы весогабаритного контроля теперь будут установлены по всей ширине трассы и зафиксируют данные в независимости от того, с какой стороны движется автомобиль.
Также дорожникам удалось решить проблему выхода из строя оборудования в результате ударов молний. С этой целью разработаны и готовы к внедрению специальные громоотводы. На пунктах автоматического весового контроля также будет предусмотрена антивандальная защита. Это связано с тем, что за период тестовой эксплуатации таких объектов их неоднократно пытались разрушить и даже расстрелять из огнестрельного оружия.
Развитие системы весогабаритного контроля осуществляется в рамках поручения Президента РФ о принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог. На сегодняшний день, если умножить данные Росстата о размере вреда, который наносят дорогам фуры с перегрузом на количество их пробега, то получается, что за 12 месяцев такие автомобили «привозят» ущерб государству на i2,6 трлн. Данная сумма почти в 2 раза превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней. И оплачивать этот «счет» приходится на средства всех налогоплательщиков. Так, например, в 2014 г. общий объем бюджетных ресурсов, направленных на дороги страны составил i1,38 трлн.
По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, автомобильная отрасль является второй в нашей стране по объемам дотаций после пенсионеров. В Росавтодоре отмечают, что такой подход к бизнесу грузоперевозок является социально несправедливым: граждане должны ездить по качественным дорогам, а не заботится об экономической выгоде перевозчиков и грузоотправителей.
«Этой осенью впервые по всей России контрольно-надзорные органы провели рейды по борьбе с перегруженными фурами. Благодаря нашей совместной работе с сотрудниками Ространснадзора и ГИБДД всего за неделю удалось предотвратить нанесение ущерба дорогам на i19,3 млрд. Чтобы обезопасить трассы от преждевременного разрушения такой интенсивный контроль должен продолжаться в течение всего года. При решении данной задачи мы видим будущее за автоматикой», — подчеркивает Игорь Астахов.
С поддержкой ужесточения весового контроля на дорогах выступил вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. По мнению перевозчиков, борьба с нелегальными конкурентами позволит законопослушным предприятиям получить необходимые в кризис объемы заказов, которые ранее приходились на долю «серого» рынка.
В Росавтодоре отмечают, что процедура выдачи разрешений на перевозку сверхнормативных грузов является бесплатной. Для этого перевозчику необходимо обратиться в подразделения ФКУ «Росдормониторинг» (64 отделения по всей стране). После оформления документов пользователю предстоит оплатить пошлину, расчет которой является дифференцированным: учитывается общий размер «перевеса» транспортного средства, а также количество километража, который оно проходит по дорогам различных категорий (в зависимости от предусмотренных нагрузок). В частности, в России только 12% автомобильных трасс рассчитаны на весовую нагрузку в 11,5 тонн на ось, 58% дорог способны выдержать осевые нагрузки в 11 тонн, а 35% дорог не предназначены даже для проезда транспортных средств даже с нагрузкой в 10 тонн.