1
15 октября 2015

Логистика для интернет-магазинов: что происходит на рынке



Data Insight представила доклад «Логистические услуги для интернет-магазинов». Портал Oborot.ru выжал из него все самое важное. В целом, на фоне общей стагнации и даже сокращений объемов в логистическом бизнесе доставки для интернет-магазинов растут в среднем на 20% в год. Только за первые 6 месяцев 2015 года они увеличились на 8% и достигли 73 млн единиц.

Тренды рынка: кризис и его последствия

В условиях кризиса мелкие компании уходят с рынка. Это касается и интернет-магазинов. Те из них, что ориентированы на товары массового потребления, не смогут конкурировать с китайскими гигантами и их низкими ценами. Выживут, скорее, те, кто ориентирован на эксклюзивный товар. Эксперты прогнозируют ряд слияний и поглощений, которые сделают рынок менее фраг­ментированным.

Мнение: «Рынок покинут слабые и неэффективные игроки. Эффективные, но маленькие будут сливаться с собратьями или поглощаться крупными федеральными игроками из смежных индустрий», — говорит генеральный директор InPost (QIWIPost) Андрей Чечин.

Современный клиент становится все более требовательным в отношении сервиса. Он хочет покупать и в традиционных магазинах, и в Интернете. В условиях жесткой конкуренции выживут те, кто расширяет каналы сбыта. Соответственно, классический ритейл постепенно развивает online.

Мнение: «Онлайн-игроки начинают использовать оффлайн в качестве каналов для привлечения новых покупателей (пример: открытие торговой точки в ТЦ компанией „КупиВип“). То же самое движение демонстрируют и оффлайн компании, которые активно начинают открывать интернет-магазины. В результате мы уходим от моделей, когда выбор стоял между «только онлайн продажи» или «только оффлайн». Именно в использовании комбинации двух каналов можно будет достичь максимальной эффективности», — говорит генеральный директор CheckOut Герман Ивкин.

Новые игроки, новые сервисы

На рынке заметен рост трансграничной торговли и появление потенциаль­ных крупных операторов трансграничной логистики.

За 9 месяцев 2015 года Почта России обработала почти 80 млн (совокупно: импорт, экспорт, транзит — предварительные данные) международных отправлений. Это в 1,5 раза больше, чем в 2014 году и почти в 3 раза больше, чем в 2013 году. И большинство таких посылок идут из китайских интернет-магазинов. Их число ежегодно увеличивается в несколько раз.

«Рост предложения интернет-магазинов из Китая стимулирует не только ценовую конкуренцию, но и конкуренцию сервисов. Более востребо­ванными станут альтернативные операторы, которые оказывают услуги, не представляемые „Почтой“, либо предоставляют услуги иного качества», — говорит коммерческий директор СДЭК Сергей Егоров.

Растет спрос на доставку крупногабаритных отправлений. Драйвером выступают онлайн-продажи мебели, пред­метов интерьера, товаров для строительства и ремонта. Спрос на доставку крупногабарита до дома покупателя в данный момент превышает предложение. Для крупных компаний решением может стать сотрудничество с локальными игроками, специализирующимися на доставки и монтаже крупногабаритных товаров.

Мнение: «Растёт ли на рынке спрос на перевозку КГТ — вопрос спорный, ряд экспертов заявляет о падении продаж у российских ритейлеров, вт.ч. и по бытовой технике. Однако, согласно нашей статистике, спрос на перевозку крупногабарита по-прежнему высок. Практически каждое четвертое обращение в IMLсвязано с перевозкой больших отправлений», — говорит директор по внешним коммуникациям IML Дмитрий Ключников.

Самые высокие темпы роста — у доставки готовой еды. По оценкам Data Insight они составляют около 25% в год. Это связано с тем, что все больше ресторанов и кафе предлагают клиентам такую услугу через свои сайты в Интернете. К сожалению, на рынке доставки готовой еды практически нет компаний, способных удовлетворить спрос, ведь доставка еды требует максимальной оперативности.

Мнение: «Доставка еды и продуктов – это новые вертикали, которые взорвут рынок», — говорит генеральный директор TodayDelivery Сергей Прохоров.

Также на рынке происходит формирование агрегаторов доставки. Заметно растет роль формата агрегаторов (товарных, платежных, логистических), позволяющего продавцам получать доступ к большему объему услуг при меньших издержках.Однако им пока не удается стандартизировать все процессы, в том числе и доставку, и это отражается на качестве сервиса.

Все больше курьерских компаний берут на себя обязанности агрегаторов доставок, выполняя функции связующего звена между интернет-магазином и локальной службой доставки.

Аналитики Data Insight полагают, что эта ситуация должна измениться. В условиях кризиса станет возникать много новых малых предприятий, а именно они являются потребителями услуг таких платформ.

Мнение: «В целом, рынок агрегаторов очень молодой, но будущее определено будет за ними»,- говорит генеральный директор Checkout Герман Ивкин.
Рост спроса на логистические услуги привлекает новых игроков из соседних рынков. Это связано с тем, что интернет-магазины предпочитают получать полный спектр услуг по доставке от подрядчика. Однако для этого начинающим логистам нужно трезво оценивать объем работы, востребованной клиентом.

Мнение: «Логистические компании в секторах доставки В2В и В2С имеют прин­ципиально различный подход к оказанию услуг. Однако, на рынке электронной коммерции приходится оказывать сервис как интернет-магазинам, так и конечным получателям. Предоставление услуг, наибо­лее полно соответствующих запросам обеих групп, является определя­ющим конкурентным преимуществом курьерских компаний на данном рынке», — говорит генеральный директор DHL eCommerce Russia Татьяна Любимова.

Также растет популярность аутсортинга логистических услуг. Это стало возможным, поскольку в результате конкуренции цены на аутсортинг значительно снизились.

Мнение: «Он (аутсорсинг) стал дешевле и качественнее, чем раньше. Увеличилось предло­жение на рынке. Продолжается тенденция к отдаче всех процессов логистической компании: транспортной, курьерской или фулфилмент-оператору.

Крайне мало интернет-магазинов с собственным отделением логистики, и даже если они имеются, все равно наряду с этим магазин сотрудничает с большим количеством подрядчиков.

Магазину тяжело масштабировать бизнес в зависимости от сезона или экономической ситуации. Он предпочитает обратиться к специалистам, которые предложат ему индивидуальное решение с оптимальными ресурсозат­ратами», — генеральный директор InPost (QIWIPost) Андрей Чечин.

Проблемы ИМ, связанные с логистикой

1. Скудный выбор способов доставки. У покупателей интернет-магазинов выбор способов доставки всегда меньше, чем, например, способов оплаты. Но, по мнению аналитиков, эта ситуация постепенно меняется.

Мнение: «для маленьких и небольших/средних интернет магазинов агрегаторы являются наилучшим решением по организации доставки уже и на сегодняшний день. Потратив 5 минут на интеграцию, интернет- магазин получает полный набор способов и опций по доставке, максимальное географическое покрытие и лучшие цены на рынке. При этом нет необходимости заключать множество различных дого­воров и погружаться в тонкости работы каждого из логистических операторов. В дальнейшем ситуация будет только улучшаться и раз­ворачиваться в сторону агрегаторов, если брать аналогию с платеж­ными сервисами», — считает генеральный директор Checkout Герман Ивкин.

2. Дорогие складские площади. В крупных городах, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге, аренда или покупка складских помещений обходится слишком дорого. Площадей не хватает, и качество их оставляет желать лучшего. Решением могла бы стать аренда складов в регионах, но в таком случае повышается цена на логистику.

3. Дополнительные сервисы (примерка и частичный возврат), с одной стороны, являются естественным следствием развития рынка, а с другой — пагубно влияют на экономику интернет-магазина. Покупатель может начать злоупотреблять предоставленной возможностью.

Мнение: «Что мы видим на деле: а) покупатели магазинов, где предлагают частичный выкуп, пользуются этим редко и б) магазины, которые не предлагают частичку, не уступают в объеме продаж тем, кто продает с частичкой. Я считаю, что эта опция не про увеличение прибыли, а скорее про снижение барьеров для покупателя, который столкнулся с ошибками магазина при описании товара, оформления заказа и ком­плектации. Но и тут, просто выстроенный процесс возвратов поможет отказаться от этой опции», — директор по развитию TopDelivery Глеб Никулин.

4. Нежелание покупателей предооплачивать покупки. 74% всех отправлений из интернет-магазинов оплачиваются наложенным платежом. Чтобы изменить эту ситуацию, потребуются согласованные действия магазинов, платежных операторов и логистических компаний.

Мнение: «Считается, что люди не переходят на предоплату, так как не воспиты­вается культура оплаты картами. Но ведь магазины зачастую и не хотят стимулировать данный процесс. Магазинам, за исключением крупных, которые имеют льготы от банков или платежных систем, не выгодно предлагать оплату картами. Плата за эквайринг выше, чем за наложен­ный платеж. При этом об эквайринге курьерами или на ПВЗ также трудно говорить, так как к увеличению стоимости обслуживания денег добавляется транзитное время, которое удлиняет срок полу­чения магазином денег за товар. Вот и двигаются по стране миллиарды наличных денег со всеми рисками», — Сергей Егоров, СДЭК.

5. Одна из главных проблем, тормозящих развитие рынка, — отсутствие простой и понятной процедуры возврата. К сожалению, логистические компании не предлагают отработанных и недорогих схем. Для потребителей с этим связан страх напрасно потратить деньги на вещь, которая в результате окажется ненужной, а для интернет-магазинов – дополнительные затраты, если покупатель все же решит вернуть товар.

6. Систематизации тарифов нет и в ближайшем будущем не ожидается. Для интернет-магазинов они непрозрачны, и оценить конечную стоимость не представляется возможным. На цену доставки влияют процент возвратов, стоимость дополнительных сервисов и многое другое. Кроме того, во многих магазинах владельцы не могут разобраться, какой именно пакет услуг им нужен от логистических операторов.

7. Отсутствие сервиса наложенного платежа для стран ТС: Беларуси, Казахстана Армении и Киргизии. Это сильно ограничивает рост числа заказов из этих стран.

8. Слабым местом многих российских интернет-магазинов является упаковка. Засчатую заказы отправляются в картонных коробках, что придает им лишний вес и объем, и, соответственно увеличивает стоимость доставки. Компания, которая первой предложит хорошую упаковочную тару для интернет-магазинов, завоюет рынок.

9. Покупатель не разделяет интернет-магазин, в котором он заказал товар, и логистическую компанию, которая этот товар доставила. Зачастую он хочет получить от курьера дополнительную информацию, которой у того просто нет. На сегодняшний день некоторые курьерские службы начали предоставлять услуги консультирования клиентов.

Доставка и оплата

Посылки из-за рубежа россияне предпочитают получать через «Почту России» (87% от общего объема покупок в иностранных интернет-магазинах). А вот внутри страны предпочтение отдается курьерским службам и пунктам самовывоза (примерно в равных долях).

Результаты опросов показывают, что многие покупатели готовы доплачивать за скорость доставки. Под быстрой доставкой большинство потребителей понимают сроки от 3 дней до недели.

74% заказов из отечественных интернет-магазинов оплачиваются по факту получения. Из них 8% — банковской картой, а остальное – наличными. Если же учитывать и трансграничные заказы, то доля предоплаты вырастает на 10% до 36%, а доля оплаты наличными снижается до 52%. 90% всех покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах оплачиваются онлайн в момент заказа.

В небольших городах и малых населенных пунктах покупатели более склонны к предоплате и оплате заказов банковскими картами.

Как правило, российские покупатели соглашаются на онлайн-оплату потому, что магазин не предоставляет им выбора (60%). Реже – по привычке (30%). И еще около 10 % респондентов отметили, что магазин или банк предлагали бонусы за такой способ оплаты.

Основным стимулом для предоплаты покупок являются бонусы. Также покупатели озабочены безопасностью платежей и надежностью интернет-магазинов.

Около 40% пользователей вовсе не используют онлайн-платежи. Половина из них мотивирует это тем, что сначала хочет увидеть и пощупать товар.

На кого работает логистика?

В Рунете насчитывается около 150 тыс. интернет-магазинов. Из них только 4 тыс. имеют свыше 10 заказов в день, и только 70 – свыше 1 тыс. При этом на тысячу крупнейших магазинов приходится 84% от общего количества заказов. Ежегодно в Рунете появляется около 30 тыс. новых магазинов, а 20 тыс. закрываются.

Почти каждый пятый магазин первой тысячи специализируется на электронике и бытовой технике. 12% магазинов торгуют одеждой, обувью или аксессуарами. Больше 10% не занимает ни одна другая категория товаров, но ближе всего к этому рубежу универсальные интернет-магазины.

Полностью статью можно посмотреть здесь.

Фото: www.bil.by Источник: Oborot.ru

2 комментария
Сергей 15 октября 2015, 17:38 0
очень дельно все подмечено
Андрей Абызов 15 октября 2015, 17:44 0
всюду обман

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир