Логистика для интернет-магазинов: что происходит на рынке
Data Insight представила доклад «Логистические услуги для интернет-магазинов». Портал Oborot.ru выжал из него все самое важное. В целом, на фоне общей стагнации и даже сокращений объемов в логистическом бизнесе доставки для интернет-магазинов растут в среднем на 20% в год. Только за первые 6 месяцев 2015 года они увеличились на 8% и достигли 73 млн единиц.
Тренды рынка: кризис и его последствия
В условиях кризиса мелкие компании уходят с рынка. Это касается и интернет-магазинов. Те из них, что ориентированы на товары массового потребления, не смогут конкурировать с китайскими гигантами и их низкими ценами. Выживут, скорее, те, кто ориентирован на эксклюзивный товар. Эксперты прогнозируют ряд слияний и поглощений, которые сделают рынок менее фрагментированным.Мнение: «Рынок покинут слабые и неэффективные игроки. Эффективные, но маленькие будут сливаться с собратьями или поглощаться крупными федеральными игроками из смежных индустрий», — говорит генеральный директор InPost (QIWIPost) Андрей Чечин.
Современный клиент становится все более требовательным в отношении сервиса. Он хочет покупать и в традиционных магазинах, и в Интернете. В условиях жесткой конкуренции выживут те, кто расширяет каналы сбыта. Соответственно, классический ритейл постепенно развивает online.
Мнение: «Онлайн-игроки начинают использовать оффлайн в качестве каналов для привлечения новых покупателей (пример: открытие торговой точки в ТЦ компанией „КупиВип“). То же самое движение демонстрируют и оффлайн компании, которые активно начинают открывать интернет-магазины. В результате мы уходим от моделей, когда выбор стоял между «только онлайн продажи» или «только оффлайн». Именно в использовании комбинации двух каналов можно будет достичь максимальной эффективности», — говорит генеральный директор CheckOut Герман Ивкин.
Новые игроки, новые сервисы
На рынке заметен рост трансграничной торговли и появление потенциальных крупных операторов трансграничной логистики.За 9 месяцев 2015 года Почта России обработала почти 80 млн (совокупно: импорт, экспорт, транзит — предварительные данные) международных отправлений. Это в 1,5 раза больше, чем в 2014 году и почти в 3 раза больше, чем в 2013 году. И большинство таких посылок идут из китайских интернет-магазинов. Их число ежегодно увеличивается в несколько раз.
«Рост предложения интернет-магазинов из Китая стимулирует не только ценовую конкуренцию, но и конкуренцию сервисов. Более востребованными станут альтернативные операторы, которые оказывают услуги, не представляемые „Почтой“, либо предоставляют услуги иного качества», — говорит коммерческий директор СДЭК Сергей Егоров.
Растет спрос на доставку крупногабаритных отправлений. Драйвером выступают онлайн-продажи мебели, предметов интерьера, товаров для строительства и ремонта. Спрос на доставку крупногабарита до дома покупателя в данный момент превышает предложение. Для крупных компаний решением может стать сотрудничество с локальными игроками, специализирующимися на доставки и монтаже крупногабаритных товаров.
Мнение: «Растёт ли на рынке спрос на перевозку КГТ — вопрос спорный, ряд экспертов заявляет о падении продаж у российских ритейлеров, вт.ч. и по бытовой технике. Однако, согласно нашей статистике, спрос на перевозку крупногабарита по-прежнему высок. Практически каждое четвертое обращение в IMLсвязано с перевозкой больших отправлений», — говорит директор по внешним коммуникациям IML Дмитрий Ключников.
Самые высокие темпы роста — у доставки готовой еды. По оценкам Data Insight они составляют около 25% в год. Это связано с тем, что все больше ресторанов и кафе предлагают клиентам такую услугу через свои сайты в Интернете. К сожалению, на рынке доставки готовой еды практически нет компаний, способных удовлетворить спрос, ведь доставка еды требует максимальной оперативности.
Мнение: «Доставка еды и продуктов – это новые вертикали, которые взорвут рынок», — говорит генеральный директор TodayDelivery Сергей Прохоров.
Также на рынке происходит формирование агрегаторов доставки. Заметно растет роль формата агрегаторов (товарных, платежных, логистических), позволяющего продавцам получать доступ к большему объему услуг при меньших издержках.Однако им пока не удается стандартизировать все процессы, в том числе и доставку, и это отражается на качестве сервиса.
Все больше курьерских компаний берут на себя обязанности агрегаторов доставок, выполняя функции связующего звена между интернет-магазином и локальной службой доставки.
Аналитики Data Insight полагают, что эта ситуация должна измениться. В условиях кризиса станет возникать много новых малых предприятий, а именно они являются потребителями услуг таких платформ.
Мнение: «В целом, рынок агрегаторов очень молодой, но будущее определено будет за ними»,- говорит генеральный директор Checkout Герман Ивкин.
Рост спроса на логистические услуги привлекает новых игроков из соседних рынков. Это связано с тем, что интернет-магазины предпочитают получать полный спектр услуг по доставке от подрядчика. Однако для этого начинающим логистам нужно трезво оценивать объем работы, востребованной клиентом.
Мнение: «Логистические компании в секторах доставки В2В и В2С имеют принципиально различный подход к оказанию услуг. Однако, на рынке электронной коммерции приходится оказывать сервис как интернет-магазинам, так и конечным получателям. Предоставление услуг, наиболее полно соответствующих запросам обеих групп, является определяющим конкурентным преимуществом курьерских компаний на данном рынке», — говорит генеральный директор DHL eCommerce Russia Татьяна Любимова.
Также растет популярность аутсортинга логистических услуг. Это стало возможным, поскольку в результате конкуренции цены на аутсортинг значительно снизились.
Мнение: «Он (аутсорсинг) стал дешевле и качественнее, чем раньше. Увеличилось предложение на рынке. Продолжается тенденция к отдаче всех процессов логистической компании: транспортной, курьерской или фулфилмент-оператору.
Крайне мало интернет-магазинов с собственным отделением логистики, и даже если они имеются, все равно наряду с этим магазин сотрудничает с большим количеством подрядчиков.
Магазину тяжело масштабировать бизнес в зависимости от сезона или экономической ситуации. Он предпочитает обратиться к специалистам, которые предложат ему индивидуальное решение с оптимальными ресурсозатратами», — генеральный директор InPost (QIWIPost) Андрей Чечин.
Проблемы ИМ, связанные с логистикой
1. Скудный выбор способов доставки. У покупателей интернет-магазинов выбор способов доставки всегда меньше, чем, например, способов оплаты. Но, по мнению аналитиков, эта ситуация постепенно меняется.Мнение: «для маленьких и небольших/средних интернет магазинов агрегаторы являются наилучшим решением по организации доставки уже и на сегодняшний день. Потратив 5 минут на интеграцию, интернет- магазин получает полный набор способов и опций по доставке, максимальное географическое покрытие и лучшие цены на рынке. При этом нет необходимости заключать множество различных договоров и погружаться в тонкости работы каждого из логистических операторов. В дальнейшем ситуация будет только улучшаться и разворачиваться в сторону агрегаторов, если брать аналогию с платежными сервисами», — считает генеральный директор Checkout Герман Ивкин.
2. Дорогие складские площади. В крупных городах, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге, аренда или покупка складских помещений обходится слишком дорого. Площадей не хватает, и качество их оставляет желать лучшего. Решением могла бы стать аренда складов в регионах, но в таком случае повышается цена на логистику.
3. Дополнительные сервисы (примерка и частичный возврат), с одной стороны, являются естественным следствием развития рынка, а с другой — пагубно влияют на экономику интернет-магазина. Покупатель может начать злоупотреблять предоставленной возможностью.
Мнение: «Что мы видим на деле: а) покупатели магазинов, где предлагают частичный выкуп, пользуются этим редко и б) магазины, которые не предлагают частичку, не уступают в объеме продаж тем, кто продает с частичкой. Я считаю, что эта опция не про увеличение прибыли, а скорее про снижение барьеров для покупателя, который столкнулся с ошибками магазина при описании товара, оформления заказа и комплектации. Но и тут, просто выстроенный процесс возвратов поможет отказаться от этой опции», — директор по развитию TopDelivery Глеб Никулин.
4. Нежелание покупателей предооплачивать покупки. 74% всех отправлений из интернет-магазинов оплачиваются наложенным платежом. Чтобы изменить эту ситуацию, потребуются согласованные действия магазинов, платежных операторов и логистических компаний.
Мнение: «Считается, что люди не переходят на предоплату, так как не воспитывается культура оплаты картами. Но ведь магазины зачастую и не хотят стимулировать данный процесс. Магазинам, за исключением крупных, которые имеют льготы от банков или платежных систем, не выгодно предлагать оплату картами. Плата за эквайринг выше, чем за наложенный платеж. При этом об эквайринге курьерами или на ПВЗ также трудно говорить, так как к увеличению стоимости обслуживания денег добавляется транзитное время, которое удлиняет срок получения магазином денег за товар. Вот и двигаются по стране миллиарды наличных денег со всеми рисками», — Сергей Егоров, СДЭК.
5. Одна из главных проблем, тормозящих развитие рынка, — отсутствие простой и понятной процедуры возврата. К сожалению, логистические компании не предлагают отработанных и недорогих схем. Для потребителей с этим связан страх напрасно потратить деньги на вещь, которая в результате окажется ненужной, а для интернет-магазинов – дополнительные затраты, если покупатель все же решит вернуть товар.
6. Систематизации тарифов нет и в ближайшем будущем не ожидается. Для интернет-магазинов они непрозрачны, и оценить конечную стоимость не представляется возможным. На цену доставки влияют процент возвратов, стоимость дополнительных сервисов и многое другое. Кроме того, во многих магазинах владельцы не могут разобраться, какой именно пакет услуг им нужен от логистических операторов.
7. Отсутствие сервиса наложенного платежа для стран ТС: Беларуси, Казахстана Армении и Киргизии. Это сильно ограничивает рост числа заказов из этих стран.
8. Слабым местом многих российских интернет-магазинов является упаковка. Засчатую заказы отправляются в картонных коробках, что придает им лишний вес и объем, и, соответственно увеличивает стоимость доставки. Компания, которая первой предложит хорошую упаковочную тару для интернет-магазинов, завоюет рынок.
9. Покупатель не разделяет интернет-магазин, в котором он заказал товар, и логистическую компанию, которая этот товар доставила. Зачастую он хочет получить от курьера дополнительную информацию, которой у того просто нет. На сегодняшний день некоторые курьерские службы начали предоставлять услуги консультирования клиентов.
Доставка и оплата
Посылки из-за рубежа россияне предпочитают получать через «Почту России» (87% от общего объема покупок в иностранных интернет-магазинах). А вот внутри страны предпочтение отдается курьерским службам и пунктам самовывоза (примерно в равных долях).Результаты опросов показывают, что многие покупатели готовы доплачивать за скорость доставки. Под быстрой доставкой большинство потребителей понимают сроки от 3 дней до недели.
74% заказов из отечественных интернет-магазинов оплачиваются по факту получения. Из них 8% — банковской картой, а остальное – наличными. Если же учитывать и трансграничные заказы, то доля предоплаты вырастает на 10% до 36%, а доля оплаты наличными снижается до 52%. 90% всех покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах оплачиваются онлайн в момент заказа.
В небольших городах и малых населенных пунктах покупатели более склонны к предоплате и оплате заказов банковскими картами.
Как правило, российские покупатели соглашаются на онлайн-оплату потому, что магазин не предоставляет им выбора (60%). Реже – по привычке (30%). И еще около 10 % респондентов отметили, что магазин или банк предлагали бонусы за такой способ оплаты.
Основным стимулом для предоплаты покупок являются бонусы. Также покупатели озабочены безопасностью платежей и надежностью интернет-магазинов.
Около 40% пользователей вовсе не используют онлайн-платежи. Половина из них мотивирует это тем, что сначала хочет увидеть и пощупать товар.
На кого работает логистика?
В Рунете насчитывается около 150 тыс. интернет-магазинов. Из них только 4 тыс. имеют свыше 10 заказов в день, и только 70 – свыше 1 тыс. При этом на тысячу крупнейших магазинов приходится 84% от общего количества заказов. Ежегодно в Рунете появляется около 30 тыс. новых магазинов, а 20 тыс. закрываются.Почти каждый пятый магазин первой тысячи специализируется на электронике и бытовой технике. 12% магазинов торгуют одеждой, обувью или аксессуарами. Больше 10% не занимает ни одна другая категория товаров, но ближе всего к этому рубежу универсальные интернет-магазины.
Полностью статью можно посмотреть здесь.