1
29 сентября 2015

Глава Росавтодора: «Речи о том, чтобы перенести дату старта проекта, сейчас не идет»



С 15 ноября этого года в России стартует запуск системы оплаты для автомобилей массой выше 12-ти тонн. Руководитель федерального дорожного агентства, Роман Старовойт, рассказал, как идет подготовка к запуску системы.

Что сейчас сделано для запуска работы системы? На сколько она готова?

— Сейчас мы движемся строго в соответствии с концессионным соглашением с «РТ-Инвест Транспортные Системы» и сетевым графиком. В первую очередь создается программный комплекс — это уникальный продукт, потому что до нас никто не делал территориально распределенных систем взимания платы на такой протяженности дорог, как в России, да еще за очень короткий срок. Параллельно идет подготовка к открытию центров информационной поддержки пользователей, первый из которых в начале июня был презентован в Ростове-на-Дону. Особенности введения системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн обсуждались на совещании в Министерстве экономического развития, которое прошло под председательством замминистра Олега Фомичёва. На нем, в частности, представители ассоциаций перевозчиков и союзов транспортников просили учесть нынешнее социально-экономическое положение и рассмотреть возможность дифференцированного подхода к тарифу — растянуть его по времени, увеличивая постепенно. Правительством установлен размер платы 3,73 рубля за километр пути. Но сейчас поступают и другие предложения по тарифу, начинающиеся от суммы 64 копейки за километр. Мы представили расчеты, согласно которым необходимо применять соответствующие коэффициенты при расчете тарифа, а именно 0,82 от установленного правительством размера.

Какова окупаемость проекта?

— Финансовую и правовую модель проекта мы создавали, основываясь на совершенно конкретной научно-исследовательской разработке. Необходимо предусмотреть возврат как капитальных вложений концессионера, инвестиционных средств из других источников, так и операционных затрат на поддержку и эксплуатацию системы.
Только для выхода на окупаемость, когда инвестор сможет компенсировать затраты на создание и обслуживание системы в течение года, тариф должен быть не ниже 1 рубля за километр пути. Но нигде в мире не устанавливают тариф за пользование инфраструктурой, чтобы он только покрывал затраты на создание системы, обслуживающей сборы.

Чем обоснована эта плата?

— Сейчас достоверно никто не может сказать, сколько автомобилей, подпадающих под действие СВП, проезжает по федеральным дорогам. Есть только ориентировочные цифры, сколько километров в сутки в среднем проходит тот или иной автомобиль. Но даже эти оценки разнятся в сотни раз. Для обоснования тарифа есть сложная формула расчета, которая включает в том числе размер акцизов с автомобилей, долю в структуре эксплуатационных затрат, затраты на капитальный ремонт, общегодовой пробег автомобилей. Учитывается, сколько «12-тонники» проезжают в сутки, какой ущерб они наносят дорожному полотну. Здесь мы сталкиваемся с проблемой объективности. Некоторые перевозчики заявляют, что их машины имеют небольшой пробег по федеральным трассам, и одновременно прогнозируют свои затраты на оплату через СВП в 50 млн рублей. Но если они мало пользуются дорогами, откуда такая большая сумма? Отдельные перевозчики предлагают вообще ввести мораторий на данную норму закона: 2–3 года не вводить в действие систему. Звучат предложения вместо внедрения СВП поднять налог на топливо, но в этом случае ущерб, причиненный грузовиками, будут, по сути дела, возмещать и владельцы легковых автомобилей, а это несправедливо.

Не скажете, на чьей стороне Минэкономразвития?

— Скорее придерживается нейтральной позиции. Наши доводы также услышаны, поэтому
речи о том, чтобы перенести дату старта проекта, сейчас не идет.
Однако продолжается дискуссия о том, что может быть определен некий временной промежуток, в который будет установлена минимальная плата за проезд «12-тонников», а затем ее станут постепенно увеличивать, чтобы от работы на самоокупаемость перейти к целевому инвестированию в дорожные проекты. Другой вопрос, что назвать реальное число перевозчиков, использующих автомобили массой свыше 12 тонн, сейчас невозможно. Много компаний работает в теневом секторе. Данные об этом сегменте мы получили в первую очередь на основании существующих на федеральной дорожной сети пунктах стационарного и автоматического весового контроля большегрузов.

Поговорим о самом главном, о цене. На ваш взгляд, она еще будет меняться?

— Решение будет за Правительством Российской Федерации. Мы совместно с Минтрансом России уже направили туда свое последнее предложение и размер тарифа, о котором я сказал ранее, — в абсолютных цифрах оно составляет 3 рубля 6 копеек.

Многие уверены, что большинство перевозчиков придет регестрироваться в системе в самый последний момент. Вы готовы к такому повороту?

— Увы, таков наш менталитет. Поэтому, чтобы не создавать трудности перевозчикам,
в системе будут предусмотрены все известные на сегодняшний день способы оплаты: через мобильный телефон и интернет, банковской картой, через терминал, с помощью бортового устройства. Выдача бортовых устройств будет осуществляться в центрах поддержки пользователей, и к моменту начала работы системы их будет произведено не менее 200 тысяч штук. Пользователи смогут выбирать оптимальные для себя варианты ведения расчетов.

Каким образом вы проводите контроль хода работы концессионера по проекту?

— Наш контроль можно назвать двухуровневым. В структуре Росавтодора это профильное управление по государственно-частному партнерству. Есть подведомственное нам учреждение «Дороги России», которое также курирует данный проект и более детально взаимодействует с концессионером. В концессионном соглашении предусмотрен сетевой график выполнения работ с конкретными задачами. По каждой решенной задаче из графика нам предоставляют подробную документацию и отчетность.

Оплата концессионеру — это 10,6 млрд рублей ежегодно. Но в распоряжении правительства есть указание, что окончательный размер платы будет установлен после проведения независимого технологического ценового аудита.

— В настоящее время мы выбрали исполнителя работ по технологическому ценовому аудиту и ожидаем результаты аудита к началу осени.

В будущем возможно ли увеличение платы концедента?

— Пока не завершатся работы по ТЦА, не будет представлена актуальная финансовая модель по проекту с учетом того, что проект был одобрен для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, говорить об изменении платы концедента преждевременно.

Влияет ли Росавтодор на структуру затрат по проекту прежде всего концессионера?

— Все расходы по проекту осуществляются в соответствии с финансовой моделью проекта, и, конечно, мы понимаем объемы затрат. Непосредственно управляет расходами сам концессионер, и он же самостоятельно несет соответствующий риск по распоряжению средствами.

Журналисты многих изданий уже распространили, что в год доход от работы системы будет составлять 50 млрд. Это так?

— Да, ожидаемая сумма именно такая, но есть нюансы с подходами по ее расходованию. Исходя из ситуации с региональными дорожными фондами, на заседании президиума Госсовета в октябре прошлого года президент России поручил проработать вопрос о направлении этих дополнительных средств — примерно 40–50 млрд рублей — на региональные дорожные проекты и уникальные дорожные сооружения. Это нужно для точечной поддержки проектов государственно-частного партнерства. Как правило, эти проекты представляют собой строительство мостовых сооружений, дорог в обход городов.

Все или в какой-то пропорции?

— В прошлом году мы увидели по докладам Министерства финансов и глав регионов, что наполняемость региональных дорожных фондов в среднем по стране составляла примерно 13–14% от необходимого объема. Для сравнения: в федеральном фонде сейчас собирается 100% необходимых средств. С такими показателями мы не решили бы задачу по удвоению строительства дорог, потому что она касается и федеральных, и региональных дорог. Последним в этих условиях явно недостает финансирования. По нашим расчетам, применяя схему государственно-частного партнерства, мы сможем привлечь с рынка дополнительно 1–2 рубля на каждый рубль, который будет субсидирован из федерального бюджета. Итого, выделяя на развитие дорог субсидию условно в миллиард рублей из Федерального дорожного фонда, мы сможем создать объект за 3 миллиарда. Это может быть, например, объездная дорога мимо крупного населенного пункта, которая соединит федеральные трассы. Так будут решены и федеральная, и региональная задачи. В прошлом году, осенью, мы утвердили методику отбора таких региональных проектов. Уже сегодня к нам обратились более 10 регионов, и мы ждем решения президента и правительства по этому вопросу. В конце 2016 года, когда будут собраны средства, у нас уже будет перечень региональных проектов государственно-частного партнерства, которые мы бы могли субсидировать.

На ваш взгляд, не станет ли поводом для возмущения перевозчиков тот факт, что деньги пойдут на строительство новых региональных дорог, а не на ремонт федеральных?

— Проекты будут отбираться нами с учетом решения в том числе федеральных задач. Например, обход крупного населенного пункта может соединять федеральную сеть и упрощать маршрут для пользователей. Ведь автомобилистам не столь важно, где заканчивается федеральная и начинается региональная дорога. Бюджет федерального дорожного фонда — более 500 млрд рублей. Из них 150 млрд мы направляем в виде субсидий субъектам. То есть мы и сейчас непосредственно влияем на дорожную политику регионов. Сегодня, с одной стороны, ставится задача улучшить качество региональных дорог. С другой стороны, ввод системы может привести к тому, что частично пользователи уйдут с федеральной сети на бесплатные региональные дороги. И для того чтобы из-за повышения нагрузки совсем не рухнула региональная сеть, на переходное время мы предложили вот такую компенсацию возможного увеличения нагрузки на региональную сеть, потому что регионы прорабатывают вопрос введения у себя аналога. Планируется период в 2–3 года, чтобы они смогли посмотреть, как это работает, насколько это эффективно.

— По вашуму мнению, система получит единый командный центр или региональные управления будут работать автономно?

— Для того чтобы регион мог ввести аналог этой системы или создать и применить какую-то иную конфигурацию взимания платы, должно быть изменено законодательство, федеральное в том числе. На сегодняшний момент, насколько мне известно, уже готовятся необходимые поправки в федеральный закон.

В какой срок планируют ввести такие поправки?

— Весенняя сессия работы Государственной Думы уже фактически закончилась, а на осень план работы депутатов еще не утвержден. Поэтому сложно судить о конкретных сроках.
По большому счету регионы вольны выбирать себе партнера и инвестора. Наверное, разумнее иметь одного оператора и одну модель бортового устройства. Хотя у нас в концессионном соглашении указано, чтобы бортовое устройство было унифицированным и имело возможность подключения дополнительных функций. То есть для проезда по разным трассам водителю не надо будет устанавливать в машину целую коллекцию различных бортовых устройств. Впрочем, мне неизвестно о каких-то подписанных протоколах или о намерениях.
Автомобили после запуска системы на федеральном уровне оборудуются бортовыми устройствами. Водители уже будут обучены, как пользоваться терминалами, как проходить контроль. Они будут понимать, как взыскиваются штрафы, какие санкции. Регионы сами ведут переговоры с «Ростехом» насчет сотрудничества.

Получается, что система будет монопольной для всей страны?

Не думаю, что возникнут непреодолимые трудности. В федеральную систему закладывается возможность интеграции ее с другими системами, в том числе и с региональными. Для того чтобы система стала «монопольной», необходимо решение всех регионов о ее тиражировании в каждом из них. Но каждый регион самостоятельно оценивает потребность в такой системе, исходя из множества факторов, прежде всего из собственного анализа объема перетока не желающих платить большегрузов с федеральных трасс на его дороги. Возможность того, что СВП станет безальтернативной, теоретически существует. Но, честно говоря, никогда этот риск не звучал на совещаниях, отдельно не проговаривался. С другой стороны, вспомним, как был отобран партнер, концессионер для создания федеральной сети, а он был отобран без конкурса, несмотря на то, что нами были подготовлены конкурсные процедуры в полной мере в соответствии с законодательством. Мы видели уже консорциумы, как минимум два, которые предполагали участие в конкурсе, кроме «Ростеха». Причем у «Ростехнологий» на тот момент был другой партнер. Поэтому, если вспомнить те доводы, которые услышал президент и на основании которых он принял решение без конкурса назвать в качестве концессионера «Ростех», то, наверное, это не так уж и плохо, что будет один оператор. Это государственная корпорация, включающая в себя наиболее крупные предприятия РФ. Плюс решается вопрос импортозамещения, вопрос безопасности передачи и обработки информации и т.д. В любом случае надо посмотреть, как она будет работать на федеральной сети. И у каждого региона есть право выбора как правового, так и финансового механизма реализации такого проекта.

Возможно ли, что в будущем к системе начнут привязывать другие, например, парковочную. Обсуждалась ли такая идея?

— Скорее всего, да, можно будет использовать эту систему в таких целях. Но пока этот вопрос не поднимался. Весогабаритный контроль для нас — наиболее острый и болезненный вопрос, потому что сегодня в полной мере он не работает. Больше половины автотранспорта идет с перегрузом, нанося колоссальный ущерб дорожному хозяйству России. И мы сейчас глубоко прорабатываем этот вопрос по совмещению систем взимания платы и весогабаритного контроля.

Автор: Дмитрий Симонов

2 комментария
Андрей Абызов 29 сентября 2015, 17:19 0
хорошее интервью
Aleksandr Oleinik 29 сентября 2015, 17:23 0
И мне понравилось

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир