«Узкое место». Ситуация с перевозкой грузов в Крым
«И присудили так: пусть-де Мартынка за единые сутки построит богатейший дворец, и чтобы от того дворца до королевского был сделан хрустальный мост, а по обеим сторонам моста росли бы деревья с золотыми и серебряными яблоками, на тех же деревьях пели бы разные птицы. Да еще пусть выстроит пятиглавый собор: было бы где венец принять, было бы где свадьбу справлять.»
Русская народная сказка «Волшебное кольцо»
В прошлом году грузоперевозки в Крым снизились на 32%. В десять раз упал грузооборот сборных грузов, к которым обычно прибегает малый и средний бизнес. Кардинально поменялись маршруты движения грузов. Если в предыдущие «сытые» годы до полуторы тысяч фур в день отправлялись со стороны материковой Украины на полуостров, а Керченскую паромную переправу использовали только 20 фур в день, то в 2014 году через переправу было перевезено 72 тысячи фур. Предлагаем вашему вниманию обзорный материал, описывающий ситуацию с перевозкой грузов в Крым. Мы делаем акцент на автомобильных грузоперевозках.
В мгновение ока наладить экономические связи не получается. Керченская переправа стала «узким местом» в новых логистических цепочках. К примеру, прошлым летом полторы тысячи машин растянулись на километры, ожидая своей очереди. Да и на феодосийской линии машины ожидали погрузки от одних до трех суток.
Оказалось, что паромные переправы имеют недостаточную пропускную способность, что провоцирует многочасовые очереди. Конструкции портов не были приспособлены для одновременного приема большого количества паромов.
Среди других проблем назывались и необоснованно высокие тарифы. Указывал на конфликтные ситуации с первоочередными грузами, бытовую неустроенность представитель Межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Глава Крыма Сергей Аксенов сообщал, что во время следственных экспериментов каждый второй участник за 5 тыс. рублей смог перепрыгнуть в очереди с двухсотого на второе или третье место. А скандал с фирмами-посредниками и слухи об искусственном создании очередей ради выгоды и вовсе повлекли за собой возбуждение уголовных дел и смену управляющей организации.
Чтобы исправить ситуацию на транспортной артерии, в межсезонье была проведена реконструкция. Многие из перечисленных проблем удалось ликвидировать, над устранением других все еще трудятся. Пропускная способность Керченской переправы увеличена до тысячи перевозимых грузовиков в сутки. Запущена электронная очередь, которая позволяет планировать время и избегать коррупционных схем. Опасные грузы и многотоннажные ТС доставляются в Крым по специально определенному морскому сообщению. После реконструкции причала погрузка и перемещение по морю занимают меньше времени. Паромов стало больше, и они вместительней старых. Загрузка машин идет одновременно на два парома. Оборудованы «накопители» для ожидающих. Конечно, при скоплении транспорта приоритет отдается пассажирским машинам, что не очень радует перевозчиков.
По данным ruinformer.com, 10 июля на 08:00 в порту «Кавказ» было 38 грузовых машин, а на накопительной площадке «Славянск-на-Кубани» – 105. За сутки через Керченскую паромную переправу перевезено в порт Крым 132 грузовых ТС, в порт Кавказ — 152.
Полезные сайты:
- Расписание, бронирование, веб-камеры www.gosparom.ru
- Очередь онлайн, оперативные сведения parom.drom.ru
- Аэропанорама panorama.transdir.ru
Тем не менее, очевидно, что использование паромов при доставке грузов – не идеальный вариант. Среди объективных минусов такого вида транспортировки называется низкая скорость погрузки и выгрузки, на которые может уходить по три часа. Зависимость от погоды — еще одно обстоятельство, слабо поддающееся корректировке. Каждый шторм оборачивается простоями.
Переход на мультимодальные перевозки с привлечением морского транспорта и контейнеризацией грузов пока нецелесообразен: не налажена необходимая инфраструктура, отпугивают высокие сборы в портах. Между тем, российские министерства и ведомства думают над новыми логистическими схемами в рамках освоения бюджетов на развитие Крыма и Севастополя, обещанных федеральной целевой программой (ФЦП).
Россия считает, что ей стратегически важно решить проблему транспортного сообщения с полуостровом. Мост, о котором велись разговоры на протяжении десятилетий, уже начал возводиться. Он соединит былую Тмутаракань (сейчас станица Тамань) и полуостров. По обещаниям проектировщиков, сооружение будет полностью готово к 2019 году. Но многие скептики считают этот прогноз слишком оптимистичным.
Впрочем, стоит вспомнить, что в 1944 году мост-предшественник был сооружен менее чем за год. Правда, предназначался он только для железнодорожных составов. При этом использовались материалы, завезенные германской армией для строительства автодорожного моста. О том, насколько сложные условия строительства были тогда, молчаливо свидетельствует найденная недавно братская могила строителей. Хоть тот мост и не пережил первую зиму, за несколько дней до разрушения по нему успела проехать советская делегация с Ялтинской конференции.
На окраине Керчи, на материковом побережье и на косе Тузла уже началось строительство. Отдельные новости о том, как продвигается работа над этим беспрецедентным проектом, мы публиковали /ССЫЛКА/. А пока Керченская переправа остается основной магистралью, связывающей Крым с Краснодарским краем.