Торгово-логистические центры. Обзор
Почти все мировые операции в логистике производятся в торгово-логистических центрах.
Есть два типа ТЛЦ:
- Мультимодальные ТЛЦ (или же региональные ТЛЦ) – которые по своей сути являются огромными, технологически развитыми ТЛЦ, которые оказывают целый ряд услуг предприятиям и фирмам. У них много подразделений, а спецификой их деятельности является огромное количество обработанной продукции различных предприятий. Такие центры оказывают свои услуги таким, например, монстрам мировой логистики, как «FedEx», «TNT» или же сеть «Auchan» (хотя, «Ашан» имеет в различных странах и свои ТЛЦ, о которых речь пойдет ниже).
- ТЛЦ предприятий. Вся их логистика, структура, подразделения и спектр оказываемых услуг зависит от отрасли предприятия. На небольших фирмах это может быть всего-лишь офис из нескольких логистов с пару ноутбуками, а в больших фирмах это могут быть и большие комплексы со складскими помещениями и своими подразделениями. Но ТЛЦ предприятий тяжело создать именно из-за кадров, поэтому многие фирмы в целях экономии пользуются услугами мультимодальных ТЛЦ.
Сердем любого ТЛЦ является именно его информационная, а также аналитическая части. Они управляют всеми потоками и действиями внутри ТЛЦ через свои отделы:
- Складские мощности, с их погрузчиками, специалистами и со всей своей техникой
- Контейнерные площади
- Ж/д станции с соответствующей инфраструктурой для загрузки/выгрузки
- Площади для стоянки ожидающих очереди большегрузов
- Комплекс кранов в морских ТЛЦ
- Офисное здание и так далее
Торговые площади
В ТЛЦ размещаются места для потенциальных клиентов. Обычный гипермаркет, торговый центр или рынок – тоже являются торгово-логистическими центрами. И у них существуют свои отделы – отдел «частого» посещения, где размещаются торговые центры, магазины и гостиницы. Затем существуют отделы, куда потенциальные клиенты заходят довольно редко (мойки, автомастерские). Ну и третий тип таких отделов – это объекты, которые крайне редко посещаются потенциальными клиентами, например, магазины с драгоценными материалами.
Торговые зоны в ТЛЦ имеют свое зонирование:
- Зона ближней продажи (для небольших городов до нескольких десятков тысяч жителей)
- Зона районной продажи (города до 100 тысяч жителей)
- Зона широкой продажи (для крупных городов с населением несколько сотен тысяч)
Торговые зоны ТЛЦ также должны учитывать, с учетом своей спецификации, место расположения:
- Вдоль улицы (потребительские магазины, мелкий бизнес)
- Вдоль дороги (автомастерские, заправки)
- На широкой местности (с наличием паркомест)
Торгово-логистические системы
Торгово-логистические системы делятся на два типа – оптовые и розничные.Стоит отметить, что в оптовой продаже существенную роль играет сама логистика. Логистика занимается такими функциями, как закупка товара, контроль за доставкой и сроками, обслуживание информационных систем, складирование и организация продажи товара. В оптовых продажах логистика может заниматься складскими системами и обслуживанием систем переработки груза.
Торгово-логистические системы для розничной торговли – обслуживают в принципе все предприятия, которые занимаются продажей и предоставлением услуг. Системами могут быть, например, бесплатная CRM-система Битрикс у продавцов хлеба в магазинах.
Торговая интеграция
Из-за высокой конкуренции на глобальном рынке предприятия предпринимают различные действия для сокращения затрат и увеличения выручки. Один из самых применяемых таких методов – объединение нескольких продавцов в одно целое для реализации своих целей, или иначе – консолидация.Торгово-логистические системы применяются с учетом автоматизации многих процессов. Это и информационная консолидация, и технологическая. Для представителей торговли и логистики очень важно избежать различного трактования участниками единого рынка законов, двойного понимания процессов и различная документация у участников единого рынка. Например, глупо было бы иметь несколько типов книжек МДП, при этом одни участники транспортно-экспедиционного рынка принимали один тип книжек, а другие – абсолютно другой. При этом не признавая книжки МДП друг друга. Поэтому консолидация в некоторых моментах торгово-логистических систем крайне важна для всех.
В завершение нужно сказать, что создание торгово-логистических центров без интеграции при их создании с торгово-логистическими системами и торговой интеграции на сегодняшний день просто немыслимо. И отдельно друг от друга они в современном мире существовать не в состоянии.