50-километровый ад на границе Казахстана и Китая
Зачем Китаю понадобилось казахстанское сено, кому выгодны искусственно созданные многокилометровые очереди на «Хоргосе»? Возможно, блокировка крупного перегрузочного пункта на «Нур жолы», готового принять до 2 500 машин в день, создана умышленно?
Сеновозы и толкачи
На автобане ажиотаж и очередные разборки между дальнобойщиками. Несколько фур под видом груженых решили без очереди проскочить по левому ряду. Однако бдительные водители вовремя успели распознать нарушителей.
– Заглядываем под тент, а там сено! С каких это пор китайцы стали нуждаться в сушеной траве? – возмущен дальнобойщик Дмитрий (фамилия имеется в редакции «Каравана». — Прим. авт.). – Самое интересное, что сеном фура забита не полностью, а на треть! Понятное дело, что это очередная уловка «толкачей», чтобы проскочить за границу. А вообще фантазиям «толкачей» можно только позавидовать. Раньше они наполняли большегрузы 100-тонной емкостью с водой!
По словам водителей, после того как аким Панфиловского района Алматинской области Казахстана г-н Умралиев на митинге дальнобойщиков пригрозил привлечь нарушителей к строгой ответственности (поливать кукурузу на бескрайних полях. – Прим. авт.), «толкачи» на некоторое время притаились. Понятное дело, на кукурузе много не заработаешь. А «Хоргос» – непочатый край финансовых возможностей.
— Но эта идиллия продолжалась где-то неделю, потом опять начался беспредел. Очередь растянулась с 30 до 50 километров! — сокрушается Дмитрий. — «Толкачи» резко повысили цены за свои посреднические услуги: если раньше они просили от 500 долларов, то теперь нагло требуют до 2 тысяч. Помимо «сеновозов» и «водовозов» на трассе появились ночные «зайцы». Эти фуры проезжают по левому ряду поздней ночью с выключенными фарами, когда на трассе нет полицейских. И соответственно никто не может привлечь их к ответственности.
Впрочем, после митинга с участием представителей местной власти, по словам водителей, заметные улучшения на хоргосской трассе все же произошли.
— Если раньше вне очереди проскакивали по 75 фур, то теперь их количество сократилось втрое,
— отмечают дальнобойщики. – Что касается гостиницы, которую аким обещал организовать для водителей, то в степи поставили одну юрту. Но вот незадача: не все желающие (а это больше трех тысяч человек) могут поместиться в ней. Поэтому каждый ночует в своей фуре или в Жаркенте. О биотуалетах приходится только мечтать.
Вместе с ценами за услуги «толкачей» резко увеличились ставки и на грузоперевозки.
— Фрахт – это плата за транзит груза. Существует много факторов, влияющих на цену фрахта. Это длина маршрута, безопасность областей, через которые проходит транзит. Если на территории, через которую проходит маршрут фрахта, ведутся, к примеру, боевые действия или орудуют террористы, перевозка товара будет стоить дороже, — поясняет дальнобойщик Владимир (фамилия имеется в редакции. — Прим. авт.). – Многокилометровая очередь на хоргосской трассе и бушующий коронавирус (все-таки тоже риск!) также сыграли роль.
Если раньше, к примеру, цена грузоперевозки от «Хоргоса» до Алматы варьировалась в пределах одной тысячи долларов, то теперь она увеличилась в пять раз.
Дальнобойщики от фрахта имеют только 20 процентов.
Ватцапный аким
Во время так называемого митинга дальнобойщиков аким Умралиев с ковровой трибуны громогласно заявил, что порядок на автобане он будет контролировать с помощью… мессенджера, куда, по его словам, помимо силовых структур и кабинетных чиновников могут войти все желающие и высказать все претензии.
Свои претензии решила высказать в чате и корреспондент «Каравана».
Правда, пребывание в элитной ватцапной группе было недолгим. После пары-тройки вопросов: где разгружаются «сеновозы» и как обстоят дела с биотуалетами для водителей фур — администратор акиматовского чата… решил от греха подальше удалить навязчивого журналиста из группы. Что там ответил ватцапный аким, неизвестно. Наверное, кукурузой был занят.
На самой таможне нас заверили, что никакого сена на территорию Китая не завозилось.
— Скорее всего, водители фур выбрасывали его на нейтральной территории, как впрочем, и емкости с водой, — отметили на границе.
Таможня дает добро!
После разборок и потоков ругательств с непереводимым фольклором обозленных водителей в адрес «толкачей», пообещавших вдогонку выбить кувалдой «соски» на колесах «сеновозов», мы решили заглянуть туда, куда мечтают попасть тысячи дальнобойщиков, — на таможенный пост «Нур жолы».
— То, что творится на автобане, – не в нашей юрисдикции, — отметил исполняющий обязанности начальника таможни Турсынбек Ермеков. – Начиная со шлагбаума и до китайской границы – наша территория. Как видите, у меня тут полный порядок и никакого ажиотажа!
К нашему удивлению, действительно на таможне царила, можно сказать, ненормальная тишина и даже умиротворение, что абсолютно не связывалось в общее представление с тем, что мы увидели по ту сторону колючей проволоки. Водители большегрузов после хаоса на автобане, казалось, пребывали в нирване: никаких ругательств, злости и недовольства. Мирно курили в сторонке и даже шутили между собой.
На огромных электронных табло в порядке очереди высвечивались номера фур с приглашением на таможенный досмотр.
— Это современный пункт пропуска «Нур жолы», который сдан в эксплуатацию 18 сентября 2018 года. Он полностью оснащен современными техническими средствами таможенного контроля. И не имеет аналогов в СНГ, — отвлек от тишины голос таможенника. — Водители заезжают с грузом и тут же регистрируются. У нас новая система интегрированного контроля, то есть все услуги можно получить в едином окне. Это упрощает и ускоряет прохождение таможенного контроля. У нас повсюду стоят камеры, которые фиксируют, как на платежном терминале, номер машины и передают информацию в головной компьютер. Водитель, не выходя из машины, может пройти полный транспортный контроль: весовой, габаритный и паспортный. Вся процедура занимает не больше двух минут. На первом терминале имеется шесть коридоров для габаритных фур и один для негабаритных.
В следующем блоке машины проходят полную дезинфекцию спецраствором. На другом этапе фуры проходят через сканирующее устройство, которое считывает, что находится внутри машины, есть ли запрещенные предметы или грузы. Это что-то вроде рентгена.
— В данный момент мы не видим ни одной фуры на таможне. Почему вы не запускаете большегрузы с автобана?
— Мы уже запустили 100 фур. Это лимит. Больше машин, к сожалению, не запускают китайцы. В связи с пандемией каждое утро наша погранслужба встречается с китайской стороной, и они нам говорят, сколько могут принять машин на сегодня. Раньше никаких очередей не было. В день мы принимали до 180 машин. В период вспышки китайцы не принимали ни одной машины. Потом стали пропускать по 5 большегрузов, постепенно увеличивая количество.
— По некоторым данным, китайская сторона передала часть функций по перегрузке казахстанской стороне, но наши почему-то медлят. В чем причина?
— У нас есть перегрузочная база, принадлежащая одной частной компании. Действительно, китайская сторона предложила нам, чтобы мы контролировали грузопоток. Они и сами заинтересованы в том, чтобы меньше машин заезжало на их территорию во время пандемии. Правительство дало согласие. Даже в некоторых законодательных актах должны внести изменения, чтобы принять условия китайской стороны. Наша сторона полностью готова. У этого перегрузочного пункта есть все условия для приема и отправки грузов. Эта компания совместно с министерством индустриального развития и комитетом госдоходов сейчас готовят проект, как можно скорее запустить транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Но китайская сторона неожиданно заявила, что к этому проекту пока не готова.
Агашки на удаленке?
Что или кто мешает на самом деле работе перегрузочного пункта? Почему он не функционирует на полную мощь? С этими вопросами мы направили запрос в различные ведомства. И на днях мы получили официальный ответ только от одного — министерства финансов РК и комитета госдоходов, в котором говорится:
«…для решения вопроса перегрузки товаров в настоящее время совместно с пограничной службой и министерством индустрии и инфраструктурного развития прорабатываются вопросы по изменению технологии работы пункта пропуска в части визового обеспечения и возможности въезда китайских автотранспортных средств на территорию Казахстана».
Что в переводе с чиновничьего языка на русский означает, что дело затерялось в высоких кабинетах. Как следует из отписки, во всем виновато другое ведомство. И китайские фуры не могут въехать на перевалочную базу только потому, что не решен вопрос с визой.
Как видно из ответа минфина, на данный момент вопросы по заезду китайских машин на пункт пропуска со стороны комитета госдоходов и пограничной службы полностью отработаны.
Остается нерешенным вопрос по упрощенной и ускоренной выдаче годовых виз китайским водителям для въезда на территорию пункта пропуска «Нур жолы».
МИД РК проявляет нерасторопность в решении данного вопроса и занимает пассивную позицию. Хотя министерству иностранных дел Казахстана необходимо провести работу с китайским МИДом и согласовать ускоренную годовую визу китайским водителям. Кроме того, будет целесообразнее не применять в отношении китайских водителей карантинных мер со стороны Китая. Как известно, личного контакта китайских и казахстанских водителей не наблюдается согласно утвержденной схеме заезда и выезда фур.
По словам дальнобойщиков, на границе кабины большегрузов вместе с водителями полностью опечатываются, и у них нет возможности выйти из кабины даже по маленькой нужде.
Видимо, агашки на удаленке из-за всеобщего карантина решили перевести стрелки друг на друга и поставить решение этого вопроса в конец очереди.
Или, возможно, тут кроется другой интерес, например, с «толкачами» и их нелегальным оборотом средств на автобане? Интересно, что думает по этому поводу ватцапный аким Панфиловского района?