«Лёд тронулся»: Вячеслав Трунаев рассказал об отмене транспортного налога
Президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков считает отмену транспортного налога вопросом времени. Об этом свидетельствует недавнее заявление губернатора Курской области, Романа Старовойта.
В конце сентября новоизбранный губернатор Курской области, экс-глава Росавтодора Роман Старовойт объявил о намерении снизить транспортный налог в подопечном регионе. На своей странице «Вконтакте» он отметил, что проведённое в 2017 году повышение коснулось, в первую очередь, владельцев недорогих автомобилей (тогда ставка налога для авто мощностью от 100 до 150 л.с. увеличилась до максимально возможных 35 рублей) и должно быть отменено. Кроме того, Старовойт пообещал обратиться в Госдуму с предложением полностью отменить транспортный налог на федеральном уровне.
Эта инициатива обсуждается уже давно. О возможной отмене налога говорили чиновники Минтранса, депутаты Госдумы и сам президент Путин. Среди аргументов в пользу такого решения – низкая собираемость налога и финансирование дорожной сферы из других источников, в частности, за счет акцизов на топливо и поступлений от системы «Платон».
В марте этого года депутаты партии «Справедливая Россия» внесли в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога; выпадающие из бюджета средства они предложили компенсировать за счет увеличения топливного акциза. В таком случае, поясняли справедливороссы, заработал бы принцип «пользователь платит, пока едет». До первого чтения законопроект пока не добрался.
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев уверен: инициатива губернатора Курской области говорит о том, что «лёд тронулся».
— Транспортный налог целиком поступает в бюджеты субъектов федерации, и еще ни один губернатор от этих доходов добровольно не отказывался. Но самое поразительное то, что с такой инициативой выступил именно Роман Старовойт. Ведь ранее как руководитель Росавтодора он резко критиковал инициативы об отмене транспортного налога, с которыми выступали депутаты Госдумы. Что случилось с господином Старовойтом? Почему он так круто изменил свою позицию? Об этом остается только гадать. В любом случае, очень рад, что новый губернатор привлек внимание общественности к этому вопросу. Будем считать его своим союзником в борьбе за полную отмену транспортного налога. С нетерпением ждем обещанного им законопроекта, – приводит слова Трунаева издание «Деловой квартал».
Президент СААП отмечает, что ассоциация неоднократно выступала за отмену транспортного налога и обращалась в различные инстанции, в том числе в правительство и Госдуму. Такой же позиции придерживаются и другие профобъединения. Однако раз за разом предложения автовладельцев отклоняются по причине выпадения доходов.
Ежегодно российский бюджет получает от транспортного налога существенную сумму — около полутора сотен миллиардов рублей. Эти деньги расходуются на ремонт и строительство дорог. Вячеслав Трунаев предлагает компенсировать выпадающие расходы за счет бюджетных трансфертов. Он отмечает, что ресурсы для этого есть: в 2018 году профицит федерального бюджета превысил 2,7 трлн рублей.
По мнению Трунаева, отмена транспортного налога уравняет в правах жителей разных регионов, ведь сегодня в одних субъектах федерации ставки находятся на максимально возможном уровне, а в других – на минимальном, базовом.
— Логика тех, кто требует отмены транспортного налога, проста — почему автовладельцы должны платить в дорожный фонд дважды: в виде транспортного налога и в виде акциза на ГСМ? Но, наверное, для того, чтобы признать очевидный факт двойного налогообложения, высокопоставленным чиновникам надо, как Роману Старовойту, сменить место работы, – рассуждает глава СААП.
Впрочем, некоторые перевозчики считают налогообложение не двойным, а тройным, ведь за проезд по федеральным трассам владельцам машин с весом более 12 тонн также приходится платить. Из-за протестов, связанных с внедрением системы «Платон», перевозчикам была предоставлен налоговый вычет в размере суммы, уплаченной за проезд по федеральным трассам. Он, однако, предоставлялся только владельцам транспортных средств, и многие компании, арендующие машины у физических лиц, не могли им воспользоваться. А с 2019 года возможность вычета и вовсе была упразднена.
По мнению Трунаева, рассчитывать на отмену транспортного налога в скором времени не приходится, ведь пока правительство никак не реагирует на многочисленные предложения отдельных чиновников и автовладельцев. Однако президент СААП уверен: рано или поздно собственников транспорта освободят от этого бремени.
— Когда-нибудь транспортный налог будет отменен. В этом я твердо убежден. Главное, чтобы общество и бизнес почаще напоминали чиновникам о своем требовании. И тогда вслед за курским губернатором «прозреют» и руководители других регионов. В общем, пример Романа Старовойта показывает: лёд тронулся! – отмечает Трунаев.