Статистика «Платона»: куда уходят деньги дальнобойщиков
За три с половиной года с водителей грузовиков собрали 77 млрд рублей, на которые отремонтировали 2700 километров дорог и десятки мостов. Какие регионы получили больше всего денег и что отремонтируют на собранные деньги в 2019 году – в материале 66.RU.
С сегодняшнего дня в России проиндексировали тариф в системе взимания платы с грузовиков «Платон». Теперь за каждый километр проезда фуры по федеральной трассе ее водитель должен отдавать 2,04 руб., а не 1,9 руб. Следующее повышение произойдет уже 1 февраля 2020 года. А к 2021-му платежи вырастут до 2,35 рубля. Далее индексация будет проводиться каждый год с 1 февраля на размер годовой инфляции.
Сколько зарабатывает «Платон»
Система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам заработала в России с 15 ноября 2015 года. За три с половиной года в Дорожный фонд России было собрано 77 млрд рублей.
В системе «Платон» зарегистрировано 1,16 млн грузовиков и 493 тыс. перевозчиков. По данным оператора, 90% большегрузов оборудованы бортовыми устройствами.
Сколько зарабатывают на «Платоне»
За сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Создателем и оператором системы стало ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Владельцем 50% акций оператора является АО «РТ-Инвест», четверть акций которого принадлежит «Ростеху». Еще 25% акций РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу.
Инвестиции в создание системы превысили 29 млрд рублей.
За свои услуги оператор получает деньги из федерального бюджета. По данным «Ведомостей», в 2016 году «РТ-Инвест Транспортные Системы» получил за свою работу 8 млрд руб., в 2017 году — 12,9 млрд руб., в 2018 году — 13,2 млрд руб., а по итогам 2019 года должен получить 13,4 млрд руб. Таким образом, создатели системы уже окупили свои расходы.
Что получают регионы
Какие трассы будут восстановлены за счет средств, поступивших в Дорожный фонд, определяют сами грузоперевозчики с помощью голосования на «Карте убитых дорог» — проект Общероссийского народного фронта. С начала запуска проекта было отремонтировано 700 километров федеральных трасс, 2000 километров проблемных дорог в 40 регионах и 31 мост в 20 регионах.
Так, в 2018 году с использованием средств от госсистемы «Платон» построили и восстановили мосты: через Волгу в подмосковной Дубне, через Терек в Чечне, через реку Сосна в Орловской области, Белореченский мост в Краснодарском крае и мост через реку Чепца в Глазове. В начале 2019 года открылся еще один мост в Удмуртии, в течение года будут открыты два моста в Орловской области и Фрунзенский мост в Самаре. Из этих же собранных миллиардов ведется ремонт федеральной трассы Р-243 от Костромы до Перми.
Екатеринбург один из первых получил федеральные деньги — в 2016 году. За счет «платоновских» 450 млн рублей в городе отремонтировали 27 участков дорог. С тех пор Свердловская область ничего из средств, поступаемых в систему от большегрузов, не получила.
Стоит отметить, что и собираемость в систему «Платон» в Уральском федеральном округе одна из самых низких в стране. Чем ближе к Москве — тем больше платят большегрузы за проезд по федеральным трассам. Из 1,16 млн транспортных средств, зарегистрированных в системе, на долю перевозчиков ЦФО приходится 287 тыс.
Перевозчики ЦФО зарегистрировали в государственной системе «Платон» более 287 тысяч грузовых автомобилей. По количеству транспортных средств округ занимает первое место по стране.
Как в России боролись с «Платоном»
Первые акции протеста против системы «Платон» прошли осенью 2015 года сразу после запуска системы. В Екатеринбурге дальнобойщики устраивали митинги и пробеги на ЕКАД, порой приходилось вмешиваться полиции. В Москве дальнобойщики своими фурами несколько раз блокировали движение по МКАД. Тогда водителям удалось добиться своего, и правительство снизило стоимость проезда для грузовиков с 3,73 руб. за километр до 1,52 руб.
Следующая волна протестов поднялась после нового повышения весной 2017 года. С 15 апреля тариф на проезд должен был вырасти сразу в два раза — до 3,06 руб., однако премьер-министр Дмитрий Медведев отказался от радикального шага, объяснив это тем, что сначала нужно повысить собираемость. В итоге тариф вырос до 1,9 руб. и сохранялся на этом уровне почти полтора года.
В ноябре 2017 года екатеринбургские дальнобойщики снова провели акцию протеста, несмотря на то, что изменений в тарифах не было. Они требовали привести в порядок системы взимания платы. Претензии были к автоматическому весогабаритному контролю и высоким штрафам, которые приводят к разорению.
Впрочем, как только было объявлено о введении «Платона», противники системы заговорили о том, что малый и средний бизнес разорится, цены на продукты взлетят до небес, а все перевозки уйдут в «серый» сектор. Тем не менее компании-грузоперевозчики выжили.
О новых забастовках из-за повышения платы за проезд по федеральным трассам дальнобойщики пока не заявляли.