1
19 июня 2019

«Водителей хотят заставить ходить по струнке»: дальнобойщик рассказал о работе в СССР и современной России



Дальнобойщик с 45-летним стажем Александр Маканин объездил весь Союз и прекрасно помнит, как работалось водителям в советские времена. Сегодня он пишет замечательные картины и с удовольствием рассказывает о любимой работе.

На прошлой неделе в Волжске открылась выставка работ Александра Маканина «По дорогам России». Источником вдохновения для автора послужили его поездки по стране, во время которых Александр Николаевич делал эскизы и зарисовки. Мы побеседовали с художником и узнали, как ему удается совмещать искусство с работой и как жилось водителям во времена СССР.

Впервые я сел за руль грузовика в январе 1972 года. С тех пор и до недавнего времени работал водителем.

Рисовать я начал в юношестве. Учился в художественной школе, рисовал всегда и везде. Где ни встану, там всегда сделаю наброски, а потом на их основе пишу картины. Выставок у меня было много, картины висят и за границей, и в частных коллекциях.

В первый рейс я поехал на ГАЗ-51. В советские времена было так: приходишь в организацию, тебе дают раму и кабину, ты собираешь машину (а запчасти были всегда!) и едешь. Первую поездку мне выдали на Кавказ, я начал работать на этом направлении. Затем ушел в армию, и там тоже работал водителем, а когда вернулся, устроился на Волжский трубный завод. В те времена там можно было получить бесплатную квартиру. Часто ездил в междугородние рейсы, возил продукцию завода в Москву и Пензу на ЗИС-151.

Когда получил квартиру, устроился в Главмежавтотранс, было в Волжске такое предприятие с большим автопарком – МАЗы, ЗИЛы, «Захары», «ГАЗоны». А в 86 году привезли из Чехии первые «Шкоды»: так я стал шкодистом. Работал на 12-13 тонных грузовиках, возил продукты в рефрижераторных прицепах. Границы внутри Союза были открыты, и я ездил, куда хотел – в Прибалтику, на Кавказ.

Работать было очень интересно! Тогда водителей-междугородников было не так много, и все друг друга знали. С тех пор у меня осталось много друзей.

В международники я не пошел: слишком жесткие были требования. В советские времена на международные перевозки брали только членов партии, причем обязательно семейных, неразведенных. Да и не было ничего особенного в работе в Совтрансавто, потому что и в Союзе возможности были очень большие. Берешь загрузку куда хочешь и едешь.

Никаких проблем: ни логистов, ни диспетчеров! Восьмичасовой рабочий день, пробег – не более 360 километров! Если где-то задержался, гаишники могли остановить, забрать права и поставить машину на обочине: сиди отдыхай.

Потом началась перестройка. Я работал на больших машинах, возил негабаритные грузы, а затем снова перешел на рефы. Мне очень нравились американские машины, Volvo и Freightliner’ы, с просторными и комфортными кабинами. Последние десять лет работал на них.

Работа водителя всегда была для меня интересной, всегда вдохновляла на творчество. Водить машины – особенно большие, европейские и американские – просто здорово. Это мне нравилось, да и сейчас нравится, но сейчас уже не то время.

В рейсы я брал с собой этюдник, альбом и карандаш. Делал зарисовки. Многие из них становились основой для работ. Выставка «По дорогам России» началась с одной работы, которую я нарисовал на заказ. Сюжеты – пейзажи, увиденные мной во время работы водителем. Башкирия, Чувашия, Нижний Новгород, Петербург, Москва, Урал, Кавказ…

Чем отличалась работа в Союзе от работы в нынешнее время? Зарплатой и свободой. Свобода была полная, а сейчас водителям очень тяжело. Их ущемляют в зарплате, заставляют перерабатывать. У меня многие знакомые по сей день работают в грузоперевозках и жалуются, что ставки копеечные, а работы в провинции нет: приходится работать на московские и питерские компании. У некоторых ставка – 5 рублей за километр: ну куда это годится?

Форс-мажоры? С другими случались, но не со мной. Аварийные ситуации были, но ДТП всегда удавалось избегать, так что могу похвастаться, стаж у меня безаварийный. Много было опасных случаев, и каждый раз везло.

С криминалом встречаться приходилось – но, опять же, ничего серьёзного: в Питере и Москве клянчили деньги.

«Платон» я вообще ненавижу. Это какая-то дурь, кто её только придумал! С Европы, наверное, взяли. Хотят заставить водителей ходить по струнке, но это неправильно! Отношусь к «Платону» очень нехорошо.

Весовой контроль был и раньше. В Тамбове, в Подмосковье, в Ленинградской области частенько приходилось «взвешиваться». Но чаще всего – в Казани и Астрахани! Я нормально вопросы решал с этим делом, проблем не возникало.

Два года назад я оставил свою шоферскую деятельность: хватит! Пора и дома кое-какие дела сделать. А рисовать, конечно, продолжаю!

Любимые художники? Шишкин, Айвазовский, Репин, Васнецов. И мой учитель – Борис Иванович Махов. Очень нравится русская классика, сейчас мало кто ей увлекается. Популярны более современные художники, Дали и всякое такое… Мне нравятся все работы, но русская классика – больше всего.

Автор: Дарья Зимак

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир