Об избежании потери, пропажи и порчи груза во время транспортировки
Для любой транспортной фирмы, занимающейся грузоперевозками, важна репутация на транспортном рынке. На дороге могут возникать различные ситуации и трудности. К сожалению, при грузоперевозках часто происходят неприятные ситуации и аварии, которые возникают по вине самого грузоперевозчика. Например – неправильное распределение груза в кузове автомобиля. Однако очень часто вина лежит и физически, и юридически на грузоотправителе.
Для заказчика важна, конечно, прежде всего, цена. Однако еще большую ценность для него составляет сохранность груза. Со стороны грузоперевозчика основной гарантией сохранности груза является его надежная фиксация в кузове автомобиля и правильное распределение веса. Для этого на рынке существует масса различных изделий, приспособлений и оборудования, которые способны надежно, эффективно и грамотно закрепить и распределить груз по всему кузову автомобиля.
Ошибки при фиксации грузов, перегрузка на одну из осей автомобиля и другие ошибки при загрузке товара в кузов грузовика могут быть причиной не только повреждения автомобиля, но и причиной аварий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы. Поэтому существуют определенные нормативные акты и регламенты, касающиеся крепежа и распределения грузов в транспортном средстве.
При внимательном рассмотрении истории страховых случаев, можно заметить то, что 2/3 из них касалось возникновения убытков, потерь и повреждений грузов во время транспортировки. Основной причиной большинства случаев было как раз таки неправильное весовое распределение груза и недостаточные меры по его фиксации.
Из-за правил и регламентов, принятых на территории Таможенного союза, грузоперевозчики уделяют достаточно большое внимание проблеме крепежа и распределения веса груза. Однако это лишь часть проблемы, потому что согласно Конвенции 1956 года ответственность за фиксацию и распределение груза в автотранспортном средстве несет также и грузоотправитель. Не все заказчики знают про это. Они считают, что если водитель следит за процессом загрузки, то их ответственность за сохранность груза автоматически снимается. Это не так. Поэтому крайне необходимо всем заказчикам, отправителям грузов, внимательно относиться к процессу обеспечения необходимыми мерами безопасности грузов в кузове автомобиля.
На заказчике также лежит ответственность за решение о необходимой упаковке товара. Для некоторых грузов нужна специальная упаковка и тара, чтобы защитить их от погодных условий, порчи при перегрузке и транспортировке. Особенно это касается перевозки опасных грузов. В этом случае нельзя экономить на дешевизне упаковочных материалов и палетах, не только из-за угрозы повреждения груза и транспортного средства, но и потому что во многих странах можно получить штрафы за несоответствие упаковки нормам местного законодательства. Такая система штрафов существует, например, в Германии.
В качестве примера несения ответственности грузоотправителя, а не перевозчика, за повреждение груза, можно привести следующий случай.
Произошло дорожно-транспортное происшествие, груз был утpачен. Перевозчик закрепил его соответствующим образом, согласно информации на упаковке груза. Однако шести ремней окaзалось недостаточно, груз имел смещeнный цeнтр тяжeсти. В итоге ответственность за потерю груза несет заказчик, поскольку на упаковке груза отсутствовала маркировка. Это прописано «черным по белому» в Конвенции TIR.
Эксперты и специалисты сходятся во мнении, что во избежание потерь груза при транспортировке нужно предпринимать комплекс мер: и упаковка груза, и его соответствующее размещение, и необходимая фиксация в кузове грузовика. Это позволит минимизировать вероятность утраты груза.
На практике же многие отправители относятся к этим проблемам с почти преступной халатностью. Их ответственность необходимо прописывать в нормативных актах и регламентах отдельных стран, а не руководствоваться общими Конвенциями. Также решить данную проблему помогло бы создание эффективной системы контроля за правильное обеспечение необходимыми мерами безопасности груза при перевозке.