Новые правила весового контроля с 1 июля 2015 года
Согласно принятому постановлению Правительства России, с 1 июля 2015 года предельная общая масса автомобиля и нагрузка на ось изменятся. Отныне максимальная масса транспортного средства, на которое не потребуется специальное разрешение, будет составлять 44 тонны.
Однако грузоперевозчики и заказчики не теряют надежды на то, что все-таки формулировка закона смягчится или будет по крайней мере откорректирована, хотя и те, и другие, уже смирились с тем, что они будут нести солидарную ответственность за перегруз транспортного средства.
Новые требования к грузоотправителям и перевозчикам не должны застать их врасплох, поскольку об этом говорилось уже достаточно давно. Нужно подчеркнуть, что требования касаются не только общей массы грузовика, но и нагрузки на каждую ось.
Говоря об ответственности сторон при процессе перевозки грузов, то стоит отметить, что если ранее в законах Российской Федерации и была прописана ответственность заказчиков за перегруз транспортного средства, то закон был настолько двузначен, что против них возбуждались единицы дел в год. Теперь же закон четко устанавливает границы ответственности участников процесса грузоперевозки.
Также нужно смириться с тем, что контроль за весом большегрузов и нагрузкой на ось однозначно вырастет. Об этом говорилось даже на одном из заседаний президиума Госсовета при участии Президента РФ. Причина заключается в том, что в России каждый третий грузовик едет по дорогам с превышением допустимой массы груза, в то время как в западных странах этот показатель находится на уровне статистической погрешности.
Изменить ситуацию введенные еще в девяностые годы посты весового контроля не в состоянии. Поэтому разрабатывается автоматическая система весового контроля, над созданием которой уже давно ведутся работы. Более того, каждый третий пункт весового контроля на федеральных трассах уже полностью автоматизирован, их работа вполне эффективна. А почти 500 новых спецрамок для взимания платы с грузовиков и почти 200 мобильных передвижных устройств должны полностью «свести на ноль» человеческий фактор при проведении процедуры весогабаритного контроля на дорогах страны.
Конечно же, есть много нюансов при автоматизации весового контроля. Но решение уже принято и к нему нужно будет привыкнуть, нравится это, или нет.
Эксперты Торгово-промышленной палаты отмечают, что грузоперевозчики получают штрафы, в основном, за превышение допустимой нагрузки на ось. И это в основном перевозчики одних и тех же грузов, где существует своя специфика работы. Это – перевозчики металла, древесины, различных продуктов сельскохозяйственной промышленности и другие. Там, где загрузка автоматизирована, например, в логистических терминалах, такой проблемы не возникает. Это касается перевозчиков ТНП на палетах, бытовой техники, продуктов питания.
Поэтому эксперты сходятся во мнении, что контролировать массу грузовика и нагрузки на ось необходимо сразу при выезде с места загрузки. Больше всего в этом должны быть заинтересованы перевозчики сыпучих грузов, нефтепродуктов, масел и других жидкостей. В логистических компаниях, в целом, такое предложение находит положительный отзыв.
В Российском автотранспортном союзе не совсем согласны с таким подходом. Каким образом грузоотправитель может проконтролировать превышение нагрузки на ось, если, например, груз едет за границу? По их мнению, за перегруз и нагрузки на ось должен отвечать только перевозчик и водитель транспортного средства. Также в Российском автотранспортном союзе отмечают, что никто не может грузоотправителю дать гарантию, что после загрузки у отправителя перевозчик не дозагрузится в другом месте.
В Департаменте государственной политики в области дорожного хозяйства в Министерстве транспорта Российской Федерации отметили, что, несмотря на многие нюансы, которые могут возникать при перевозке грузов, исключений не будет ни для кого, и что к новым правилам нужно будет привыкнуть как грузоотправителям, так и грузоперевозчикам.