В «Трансконтейнер» заглянули из-за границы
Им заинтересовалась Mediterranean Shipping Company
Как стало известно “Ъ”, один из мировых лидеров в контейнерных перевозках — Mediterranean Shipping Company (MSC) — может стать партнером UCL Holding Владимира Лисина в сделке по выкупу контрольного пакета контейнерного оператора «Трансконтейнер» у ОАО РЖД и близкого монополии НПФ «Благосостояние». Источники “Ъ” говорят, что в правительстве не против участия иностранцев, но не готовы отдавать им контроль. Эксперты считают самой эффективной для «Трансконтейнера» схему с тремя акционерами — UCL, MSC и ОАО РЖД.
UCL Holding Владимира Лисина направил в Минэкономики, Минтранс и аналитический центр при правительстве предложение о покупке контрольного пакета акций «Трансконтейнера» в партнерстве с MSC. Как отмечается в одном из писем (копия есть у “Ъ”), совместный контроль партнеров над активом дает «перспективы ускорения интеграции железнодорожных маршрутов и терминалов РФ в международные мультимодальные логистические цепочки». В UCL и MSC отказались от комментариев. MSC уже владеет с UCL долей в ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург».
В письме UCL напоминает, что готова купить не менее 50% плюс 1 акции «Трансконтейнера» при ряде условий (см. “Ъ” от 10 августа). В UCL считают возможным, чтобы ОАО РЖД (сейчас 50% плюс 2 акции) осталось совладельцем, его интересы предложено защитить соглашением акционеров. Для продажи пакет можно сформировать из доли структур НПФ «Благосостояние» (24,5% акций) и части доли ОАО РЖД.
В сентябре в Минэкономики состоялось совещание по продаже «Трансконтейнера» с участием ОАО РЖД, Минтранса, «Суммы» Зиявудина Магомедова (владеет 25,07% оператора), Global Ports, UCL Holding, РФПИ, группы «Дело» Сергея Шишкарева.
Участники сочли, что для продажи нужны стабильные долгосрочные условия на рынке контейнерных перевозок. На цену будут влиять тарифы (без резкого роста в период инвестиций), поведенческие условия, квалификационные требования для покупателя. В протоколе отмечается, что «Сумма» хочет ограничить круг инвесторов игроками транспортно-логистического рынка. Против этого Global Ports, требующий «сохранения свободных рыночных отношений». Участники совещания должны дать предложения по условиям конкурсной продажи, а Минэкономики — оценку влияющих на сделку факторов и предложений по форме продажи акций. ОАО РЖД должно приступить к оценке пакета.
В Минэкономики и Минтрансе на запрос не ответили. Источник “Ъ”, знакомый с позицией Минтранса, заметил, что пакет продадут на конкурсе, «поэтому письма, по сути, не имеют никакого значения». По его словам, позиция Минтранса — открытые торги с квалификационными требованиями. В ОАО РЖД заявили, что заинтересованы в приходе квалифицированного инвестора, который гарантирует стабильную предсказуемую цену на услугу перевозки.
Источник “Ъ” на рынке говорит, что в квалификационных требованиях ОАО РЖД было ограничение круга участников сделки профессиональными игроками транспортно-логистического рынка, с этим согласно большинство заинтересованных лиц. По его словам, в Минэкономики обсуждалась и продажа оператора иностранцам, но никто не приветствует передачу контроля за рубеж. По мнению другого источника “Ъ”, нужны ограничения, чтобы иностранная компания не могла доводить долю до контроля, но «в целом такое партнерство — вполне рабочая конструкция».
В ФАС говорят, что ходатайство от UCL Holding и MSC еще не поступало. По словам заместителя главы службы Александра Редько, главный критерий эффективности сделки — максимум транзита через РФ, где каждая тонна снимает финансовую нагрузку с российских потребителей. Принципиально важно, добавляет он, развивать железнодорожный транзит из Китая, конкурирующий с морскими перевозками. ФАС приветствует конкуренцию за актив, но нужно дать ОАО РЖД возможность на оставшихся активах создать своего оператора, добавил чиновник, а для конкуренции с морскими перевозками компания может дать долгосрочные скидки на транзит. По его словам, средства от продажи нужно направить на развитие пассажирских перевозок.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что привлечение международного контейнерного оператора создаст мощную синергию и сформирует потенциал значительного роста капитализации «Трансконтейнера». Эффективнее всего схема работала бы при сохранении у ОАО РЖД доли, уверен он. Тогда в структуре акционеров будут ОАО РЖД (инфраструктурная компания и проводник интересов государства), MSC (компетенции в морских контейнерных и интермодальных перевозках), UCL Holding — финансовый партнер и квалифицированный инвестор с транспортными активами, но не конкурирующий в контейнерных перевозках, что нивелирует риск монополизации рынка.