1
31 марта 2015

Виды договоров о транспортной экспедиции и правила их составления



При перевозке грузов между заказчиком и транспортно-экспедиционной компанией заключается договор. Зачем он нужен и какие особенности при его составлении нужно учитывать?

Сам по себе транспортно-экспедиционный договор – это распределение ответственности между экспедитором и заказчиком. Но также стоит помнить, что только правильно составленный договор с транспортно-экспедиционной компанией может защитить интересы обеих сторон и правовым методом разрешить конфликтные ситуации в случае их возникновения.

Как известно, процесс грузоперевозки непосредственно связан с целым комплексом различных операций, таких, как упаковка товара, его правильное распределение в кузове грузовика, маркировка, выгрузка товара в пункте назначения и так далее. Часто для этого необходимо обеспечить фирму профессиональным оборудованием и нанять квалифицированных специалистов в области транспорта, экспедирования и логистики. Особенно это касается фирм, в которых поток отправляемых, получаемых и экспедируемых грузов значителен.



При экспедировании грузов, основной обязанностью компании является организация и выполнение различных услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входит:
  • организация грузоперевозки по маршруту, выбранном компанией или заказчиком
  • заключение договора от имени клиента или своего имени о грузоперевозке
  • получение или обязанность составления необходимых для экспорта или импорта пакета документов
  • выполнение и соблюдение таможенных и других юридических требований при перевозке
  • проверка груза согласно заявленным документам и параметрам
  • загрузка и выгрузка товара в обозначенных в договоре условиях и местесоглашение с заказчиком относительно распределения обязанностей, ответственности сторон при уплате пошлин, сборов и остальных сопутствующих расходов
  • обеспечение хранения груза
  • и др.

Когда компания-экспедитор принимает груз, она обязана выдать заказчику документ экспедиции, а также оригиналы иных договоров, заключенных согласно договору о транспортной экспедиции от имени клиента на основании полученной им доверенности.



Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает право экспедиционной фирмы привлечь к исполнению взятых на себя обязательств третьих лиц, если противоречащий этому пункт не прописан в договоре. Однако это не освобождает ее от несения ответственности перед заказчиком за действия этих третьих лиц, и в случае чего – экспедиционная компания несет ответственность перед заказчиком на общих основаниях.

Во время заключения договора транспортной экспедиции нужно учитывать, что по закону экспедиторская компания имеет право удержать груз заказчика в своем распоряжении вплоть до полной оплаты вознаграждения и возмещения дополнительных расходов со стороны заказчика. Если во время удержания груза при вышеописанных обстоятельствах груз повредится (например, если груз – это скоропортящиеся продукты), то экспедиционная компания не несет перед заказчиком никакой ответственности.

Транспортно-экспедиционная компания, в свою очередь, должна понимать, что договор с заказчиком является консенсуальным. Эта теоретическая характеристика может иметь серьезные последствия в случае судебных разбирательств по возникшим претензиям. Например, заказчик решил взыскать с транспортно-экспедиционной компании убытки, которые возникли из-за невыполнения взятых на себя обязательств согласно договору. Впоследствии оказывается, что, фактически, компания взяла на себя обязательства по грузоперевозкам грузов клиента по территории РФ. Клиент подал заявку на экспедирование груза вовремя, транспортно-экспедиционная компания приняла ее к исполнению. Но чуть позже компания отказалась от заявки, и сделала не ней необходимую для этого заметку. В конечном итоге заказчик сам доставил груз в необходимое место. Арбитражный суд установил факт нарушения со стороны транспортно-экспедиционной компании своих обязательств, которые четко прописаны в договоре, и взыскал убытки с экспедитора в пользу заказчика.



Срок договора между сторонами определяется потребностями клиента. Это может быть разовая договор-заявка на одну перевозку, а может быть долгосрочный договор о сотрудничестве. Чаще всего составляется именно последний, для которого под конкретную доставку составляется приложение или высылается заявка.

Есть разные виды типовых договоров транспортной экспедиции:

Договор о полном обеспечении доставки

Это – самый распространенный типовой договор о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг. Согласно договору, фирма-экспедитор полностью берет на себя ответственность за весь процесс грузоперевозки – от момента загрузки товара на транспорт до его сдачи конечному получателю. В данном случае клиент не принимает никакого участия в процессе перевозки груза. Фирма-экспедитор должна выполнить условия договора либо с помощью собственного автопарка, либо же с помощью привлечения третьих лиц, транспортных компаний, заключив с ними отдельные договора по грузоперевозке. В любом случае ответственность перед клиентом несет компания-экспедитор, что прописано в 805 статье Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако могут быть исключения. Например, если грузополучатель заключил договор с другой транспортно-экспедиционной фирмой договор экспедиции груза от определенного места до своего склада. В таком случае ответственность за груз транспортно-экспедиционные фирмы несут только до момента передачи груза в определенном месте согласно договору.



Стоит учитывать, что могут происходить такие ситуации, когда грузоотправитель специально завышает данные про объем и вес груза, а грузополучатель получает счет, который не может не вызывать удивления. Доказать то, что данные о грузе были намеренно искажены очень сложно, поэтому нужно обращаться к проверенным транспортно-экспедиционным компаниям, имеющих хорошую репутацию.

Договор о грузоперевозке до обозначенного места нахождения перевозчика

Например, возникла такая ситуация, что компания заключила транспортно-экспедиционный договор с железнодорожной компанией, однако в договоре с клиентом обязались доставить груз заказчика непосредственно на его склад. У склада отсутствуют ж/д пути. Самый оптимальный вариант – заключение с филиалом крупной транспортно-экспедиционной компании в том регионе, куда заказчик хочет доставить товар. В обязанности экспедиционной фирмы в этом случае будет входить загрузка на складе отправителя груза, доставка до места отправления на железной дороге и передача груза перевозчику, получения груза на конечной станции железной дороги и передача груза перевозчику. После чего фирма должна также выгрузить на конечном складе грузополучателя товар.

Договор о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг

Эти договоры достаточно распространены среди небольших фирм, у которых основная специализация лишь одна: складирование груза, конвоирование грузов и так далее. Договор в каждом отдельном случае может иметь различные названия, однако считаться он будет именно договором о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, связанных с грузоперевозкой. Они также могут быть отдельными договор-заявками и полноценными договорами о сотрудничестве с приложениями на каждую заявку заказчика.



Итак, что нужно учитывать при составлении договора транспортной экспедиции?

Во-первых нужно прописать в нем перечень предоставляемых экспедитором услуг. И чем подробнее они будут прописаны в договоре, тем меньше может возникнуть впоследствии разногласий и претензий.

Во-вторых необходимо четко обозначить в договоре или заявках маршрут перевозки груза и составить как можно более подробное описание груза, его свойства и дополнительную информацию для перевозчика. Кстати, отказ от предоставления необходимой информации о грузе либо ее неточность является достаточным основанием для отказа транспортно-экспедиционной фирмы от перевозки груза.

Дальше нужно определиться со сроком разгрузки. Местом доставки обычно является склад, у которого тоже есть свой график работы и определенные часы, предназначенные на разгрузку транспортных средств. Довольно часто возникают взаимные претензии из-за срыва сроков разгрузки товаров, и далеко не всегда вина лежит на перевозчике.

Также необходимо сойтись на порядке и сроке оплаты для транспортно-экспедиционной фирмы и о возмещении дополнительных расходов, возникших не по вине перевозчика во время процесса грузоперевозки.
И, наконец, нужно всегда проверять наличие лицензии у транспортно-экспедиционной фирмы. Многие элементы транспортной и экспедиционной деятельности осуществляются в соответствии с Федеральным законодательством.

Если заказчик и экспедитор четко следуют вышеописанным требованиям при составлении договора о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, а также честно и профессионально подходят к самому процессу грузоперевозки, проблем, судебных разбирательств и взаимных претензий возникнуть у каждой из сторон друг к другу не должно.

Автор: Станислав С

5 комментариев
Игорь 31 марта 2015, 22:37 0
Довольно познавательно. Побольше бы о юридических заморочках еще было!
Коля 1 апреля 2015, 22:20 0
сам разберешься если надо
Александр Филатов 31 марта 2015, 22:42 0
А как насчет примеров из жизни?
Паша 1 апреля 2015, 22:18 0
Надо просто обращаться ко мне, и все будет ок!)

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы