В Киргизии митингующие вышли к посольству Казахстана с требованием открыть границу
Отношения между Казахстаном и Киргизией продолжают накаляться. Договоренность об облегченном проходе границы для некоторых категорий населения и легковых авто можно счесть единственным достижением диалога между властями. Соглашение с Казахстаном о помощи в рамках ЕАЭС в ближайшее время будет расторгнуто.
У КПП по-прежнему стоят километровые очереди из фур, счет нанесенного ущерба киргизским предпринимателям уже пошел на десятки миллионов сомов, как и счет убытков перевозчиков товара и их партнеров. Говорят о погубленном торговом сезоне и на «Дордое» — крупнейшем рынке под Бишкеком.
В республике уже начали расти цены на продуктовые товары, импортируемые через Казахстан из стран ЕАЭС, косметику и бытовую химию, на некоторое время перестал поступать уголь, что заставило торговцев поднять на него цены, а простых жителей обеспокоиться. Пострадали не только ведущие свой бизнес легально граждане и потребители, но и контрабандисты, спокойно работавшие в тени многие годы под крышей правоохранителей обеих стран: усиление режима для них аукнулось задержанием крупной транснациональной группировки, специализировавшейся на ГСМ, в числе которой были киргизстанцы, так же в Казахстане были проведены крупные задержания рыбной и молочной нелегально провезенной из КР продукции. Разрешения проблемы не предвидится, тем более что обвинения с казахской стороны в сером неучтенном импорте со стороны Киргизии стали звучать все громче и вышли на уровень ЕЭК. А дорожная карта, которую разрабатывали специалисты КР и РК по выходу из кризиса, принята так и не была – казахская сторона сообщила, что даже после подписания документа свободного передвижения не будет и граница не откроется.
Накануне же, 2 ноября, появилась информация в ряде казахских СМИ по данным пленарного заседания Мажилиса Парламента о том, что Казахстан еще больше ужесточит контроль на границе с Киргизией. Это будет означать сокращение потока товаров с нарушениями таможенного, налогового, фитосанитарного и транспортного законодательства. Большой объем последних, по мнению чиновников РК и привел к кризису в отношениях двух стран. А так же нежелание киргизской стороны пойти на уступки и сотрудничество, к которому предлагалось целых три шага.
– Это очевидная вещь, которая подтверждена не Казахстаном, а специальным мониторингом Евразийской экономической комиссии. Речь о товарах народного потребления или налогоемких товарах, с которых изымается достаточно высокая таможенная пошлина, – рассказал международному ИА «Казинформ» заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Госман Амрин. – Проблема есть и она признана. Теперь вопрос — как ее решить? Я вижу одно решение — это совместная работа. К сожалению, если совместная работа не будет реализована, то Казахстан вынужден в одностороннем порядке проводить меры контроля. В последний приезд правительственной делегации КР, мы продолжили такой же формат действий. Первое, установить единые индикаторы стоимости, чтобы товар в Киргизии и Казахстане был по одной цене, по которым можно было платить одинаковые таможенные пошлины. Тогда никакого нарушения нет.
Так же таможенники РК предложили киргизской стороне проводить совместный контроль.
–…Мы предложили прийти к нам и встать на нашу границу, чего никогда не было. Взамен позвольте нам тоже поехать и встать на вашу границу. Ответ, к сожалению, не очень был позитивным. Они сказали, что по их законодательству казахская таможенная служба не может войти на их посты. Мы сказали, хорошо, приезжайте вы сами и вместе с нами осуществляйте совместный контроль, — рассказал Амрин. – В — третьих, Казахстан предложил информационный обмен. Вы передаете нам информацию, какие товары, по какой цене поступают в Киргизию из Казахстана. Мы это сделали. На прошлой неделе мы официально передали информацию, от них пока не получили, ждем. К сожалению, эти мероприятия были заложены в дорожной карте по решению проблем, связанных с нарушениями. Дорожная карта пока не подписана, никто еще не прибыл. С нашей стороны мы передали все, что хотели и ждем сейчас реакции со стороны киргизских коллег. Отношения между казахстанскими и киргизскими таможенниками профессиональные. Мы пытаемся убедить, что единственный путь решения — это совместная работа. Это снимет любые инсинуации, повысит прозрачность. Если они откажутся, не дадут нам информацию, не будут с нами работать, мы будем вынуждены просто усилить свой контроль с целью недопущения перетоков товаров, нарушений законодательства.
В ответ в пятницу, 3 октября, у посольства Казахстана в Бишкеке состоялся митинг. Экс-омбудсмен КР Турсунбек Акун, ряд общественных деятелей, представители водителей – дальнобойщиков и мелких предпринимателей вышли к дипмиссии с плакатами, говорящими о братстве двух народов, недопустимости раскола между ними и требованиями к РК как соблюдать законы ЕАЭС. Митингующие потребовали в течение двух дней урегулировать ситуацию на границе между странами, в противном случае они заверили, что после 5 ноября обратятся к президенту КР Алмазбеку Атамбаеву и новоизбранному президенту Сооронбаю Жээнбекову с требованием выйти из объединения.
Отметим, что ситуация между странами стала поводом для ЕЭК пересмотреть законодательство. Сейчас комиссия не может принимать решений по примирению государств. И не влияет на контроль и исполнение норм ЕАЭС, которые по идее должны быть одинаковыми для всех пяти стран. Это и фитосанитарные требования, и ветеринарный контроль, и карантинные мероприятия. При этом должны соблюдаться равные интересы всех стран-участниц. Потому объединению требуется изменение законодательства – об этом заговорил глава Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян.
— Когда возникают конфликты между странами, они по-разному толкуют одну и ту же норму. Это коллизия. Оказывается, у комиссии нет никаких полномочий, кроме как осуществлять мониторинг и давать какие-то рекомендации. Если мы создали наднациональный орган, который должен отражать общие интересы, он должен иметь возможность подавать в суд, исходя из общих интересов, — заключил он.
Однако пока дальше слов о необходимости реформ дело не пошло.