Можно ли обойтись без экспедиторов?
Экспедиторов «за глаза» называют «табуреточниками» или «табуретами». Обидное прозвище. С точки зрения многих перевозчиков, эта профессия вообще не нужна. Якобы эта прослойка бездельников забирает себе 10% от грузоперевозки, ничего не делая и ни за что не отвечая. Перевозчик же владеет парком машин, обслуживает их. Если что-то случается с грузом, если не успел в срок, опоздал и прочее — перевозчик отвечает. Зачем же нужны «табуреточники»-дармоеды? Давайте разберемся.
Перевозчики выражают свое недовольство небезосновательно. В настоящее время происходит следующее. Экспедиционные компании зачастую представляются транспортными фирмами, заключают выгодные договора и даже начинают диктовать свои ставки.
Со стороны бизнес экспедитора представляется так. Якобы сидит он на своем табурете, мух считает и заодно и свои тысячи, которые влетают в карман.
Какие решения предлагаются? Вместо ненужных участников грузоперевозок — использовать грамотных логистов, которые смогли бы оптимизировать весь процесс. В настоящее время же «оптимизация» выглядит как требование максимальной цены с заказчика и оплата по заниженной ставке исполнителю. Таких ловкачей еще называют «барыжниками».
Многие перевозчики, владеющие парком машин, даже ратуют за введение лицензирования на транспортную деятельность. Это может мотивировать многих не совсем чистоплотных «бизнесменов» пересмотреть их тактику. Другие предлагают создавать крупные транспортные предприятия или союзы с логистическими центрами. Ведь каждый перевозчик — он уже в некоторой степени экспедитор.
Многие перевозчики мечтают о том дне, когда экспедиторы станут сами заполнять провозные документы. В этом случае именно они будут нести ответственность как грузоотправители. Идеальный экспедитор вполне мог бы оплачивать услуги перевозчика вне зависимости от того, получена ли оплата от заказчика. А еще идеальный экспедитор должен оставлять предоплату на грузоперевозку от 50 до 100 процентов.
Что же думают по этому поводу сами экспедиторы? Им кусок хлеба тоже дается непросто. Диктовать свои ставки заказчикам — это несбыточная мечта. Ведь зачастую грузоотправители отправляют запросы сразу нескольким экспедиционным компаниям и выбирают самую подходящую цену и условия.
И за груз утраченный они довольно часто несут ответственность сами. Бывает, что оплачивают санкции за несвоевременную подачу транспорта, штрафы – за опоздания. Хотя санкции и прописаны в договорах с транспортниками, в реальности именно экспедиторы отвечают за все эти вещи своим кошельком. Часто они страдают от того, что подрядчики не возвращают им нужные документы.
Многие перевозчики сами не могут или не хотят работать напрямую с заказчиками. Часто у них даже нет расчетного счета и они работают по серым схемам. В качестве препятствия для работы напрямую с грузоотправителями они называют то, что они не платят НДС. А ведь ориентируясь на крупного заказчика, они вполне могли бы перейти на ЕНВД. Искать заказчиков многие и вовсе не умеют. Например, просто пройтись по офисам ГО в их регионе. Найти крупного постоянного клиента, составить бизнес-план — не каждый транспортник это может.
Грузоотправителю ведь тоже ничего не стоит выйти напрямую на перевозчика. Но он этого не делает. С водителями сложнее общаться и договариваться по сравнению со специально подготовленными экспедиторами.
При цивилизованной схеме договор мог бы быть заключен напрямую между перевозчиком и клиентом с указанием суммы процентов посреднику (диспетчеру). Но в наших условиях это вряд ли осуществимо, по крайней мере, пока.
Одним словом, ребята, не ссорьтесь. Вам друг без друга не выжить — ни перевозчикам без экспедиторов, ни экспедиторам без перевозчиков. А недобросовестных работников и компаний много в любой отрасли. Выставляйте свои условия, считайте свои деньги и риски. Удачи!