Экспортные контракты за долги: государство нашло новый способ поддержать экспортеров
Государство теперь будет поддерживать экспортеров новым способом: государственные долги стран перед Россией будут списываться за счет заключения экспортных контрактов с российскими производителями на суммы займов. Об этом в интервью «Известиям» рассказал глава Российского экспортного центра Петр Фрадков. Первый прецедент уже был: Мадагаскар закупил у России медицинское оборудование на $15 млн в счет частичного списания своего госдолга перед Россией. Такая же схема сейчас прорабатывается и со многими другими странами, бравшими у России в долг, в частности, с Кубой. Также Петр Фрадков анонсировал выход российских товаров на экспорт через новые интернет-площадки АТР помимо Alibaba. В ближайшее время российские товары будут продаваться на японской площадке Rakuten и индонезийской Lazada.
— Впервые для поддержки экспортеров была использована схема, когда Россия не просто частично списала долг одной из стран, а продала ей продукцию. Первой такой страной стал Мадагаскар. Что они купили и на какую сумму долга?
— Объем был небольшим — $15 млн. Это был не весь долг, а его часть. Но нам был важен не столько объем, сколько сам прецедент. На эти деньги Мадагаскар у нас купил медицинское оборудование для дезинфекции в 118 своих медучреждений.
— С какими еще странами прорабатывается такая схема?
— Практически со всеми странами, которые брали у нас в долг. Например с Кубой, и многими другими.
— Недавно Египет и Вьетнам закупили российскую IT-продукцию. Какую конкретно?
— Мы предлагаем нашим партнерам комплексные решение в IT-сфере «под ключ». Например, запуск государственной системы закупок или «умный город», система выборов, система документооборота, система «Электронное правительство».
Стран, интересующихся нашими продуктами, достаточно много, география большая. В частности, наши IT-товары интересны странам Ближнего Востока, СНГ. Всё это долгосрочные контракты на много сотен миллионов долларов.
— РЭЦ сейчас компенсирует часть затрат на получение сертификатов для экспорта, в том числе будет компенсировать затраты предприятиям АПК. Какая сумма заложена на это в проект бюджета на 2018 год?
— Всего на специальную программу по сертификации на 2018 год ориентировочно заложено 4,7 млрд рублей. Из них на поддержку сертификации АПК пойдет порядка 100 млн рублей — сумма пока небольшая, поскольку это пилотное направление. Частичная компенсация затрат на оценку соответствия будет проводиться как на саму продукцию, так и на производство, если это необходимо для экспортной поставки.
— Планируется введение новых налоговых послаблений для экспортеров?
— Тема непростая. Пока мы обсуждаем эти вопросы. Например, с Минпромторгом говорим о возможностях применения налоговых льгот к компаниям-экспортерам не повсеместно, а по приоритетным отраслям: автопром, сельхозмашиностроение, железнодорожное машиностроение. Но больше всего в приоритете автопром. Мы предлагаем ввести индекс или баллы: чем компания больше ориентирована на экспорт, тем больше она может претендовать на какие-то налоговые вычеты, на льготы по налогу на прибыль. Мнения здесь разные.
— В 2016 году РЭЦ заключил соглашение с Alibaba об экспорте российских товаров через эту площадку. Оказался ли проект успешным?
— Безусловно — это был проект открытия национального павильона на одной из площадок Alibaba Group — Tmall.hk. И с другими площадками группы мы также прорабатываем различные варианты сотрудничества. Надо понимать, что Китай — это самый большой ecommerce-рынок (рынок электронной торговли. — «Известия») в мире, и туда просто необходимо выводить российские компании. Причем в области развития электронной торговли мы решаем две задачи. Первая — повышение узнаваемости брендов. Вторая — развитие эффективной логистики. Так, совместно с «РЖД Логистика» мы запустили экспортные поезда из Калужской области в Китай — до Даляня и Чэнду. Эти поезда действуют по специальным тарифам, что позволяет экспортерам снизить свои транспортные издержки. Прежде всего выигрывают поставщики продовольственной продукции, так как доставка по железной дороге — это экономия времени, что важно для продуктов с ограниченным сроком хранения.
— Планируете ли заключать аналогичные соглашения с другими торговыми интернет-площадками?
— Да. Мы договариваемся с ведущими маркетплейсами АТР. В ближайшее время планируем вывести российскую продукцию на японскую площадку Rakuten и индонезийскую Lazada. Также будет организована маркетинговая кампания по продвижению открытых «точек присутствия» российских товаров, нацеленная на информирование иностранных покупателей о доступности российских товаров, их достоинствах и преимуществах.
— Какими могут быть объемы поставок российских товаров через эти торговые площадки? Есть конкретная договоренность?
— Нет. Здесь вопрос не стоимости, а количества транзакций. Через Tmall, например, количество транзакций измерялось в сотнях тысяч. Но объемы поменьше, потому что средний чек достаточно небольшой — долларов 10. Аналогичная ситуация с eBay — тут счет транзакций уже идет на миллионы. А по стоимости поставок основную роль будут играть крупные контракты на Alibaba.com. Основная задача — создавать трафик вокруг качественных и интересных российских товаров, и мы сейчас заняты его привлечением и увеличением.