1
19 октября 2017

Реэкспорт усиливает прессинг на интеграцию и бьет по России



Проблемы, обусловленные реэкспортом в РФ через Белоруссию и другие страны ЕАЭС, остаются актуальными и, как ни прискорбно, до сих пор не решенными. По имеющимся оценкам (май–сентябрь 2017 г.), от 35 до 50% фактического совокупного объема импорта в Россию сельхозсырья, готового продовольствия и текстильной продукции по–прежнему поступает в качестве произведенной в других странах ЕАЭС, в действительности же этих реэкспортных товаров производится там не более четверти. Причем до 75% объема таких «перепоставок» осуществляется через Белоруссию и Казахстан.

При этом в Казахстане, Киргизии и Армении сохраняются низкие в сравнении с Единым таможденным кодексом пошлины на ввоз указанной продукции. И вдобавок страны Союза по сей день не согласовали параметры категорий «страна происхождения товара/услуги» и «реэкспорт».

Эти тренды приводят, естественно, к растущим убыткам российских товаропроизводителей. А «облегчаются» те же тренды отсутствием – до сих пор – единого таможенного контроля на внешних ЕАЭС–границах и межгосударственной системы продвижения внешнеторговых товаров внутри Союза. Поэтому, заявил первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Геннадий Онищенко, «Россия, как единственная из стран ЕАЭС, имеющая секционный режим (т.е. режим запрета с осени 2014–го на ввоз АПК–продукции из западных и ряда других стран. – Ред.), должна защитить свой внутренний рынок от реэкспорта введением единых правил таможенного контроля на границе стран–участниц Союза».

Г. Онищенко при этом пояснил, что все другие страны ЕАЭС заинтересованы, прежде всего, в российском рынке. Но «не секрет, что сегодня через Белоруссию идёт реэкспорт европейской секционной молочной продукции в нашу страну, хотя мы задаём эти вопросы белорусским коллегам». Тем временем «отсутствие должного таможенного контроля не даёт развиваться нашим отраслям, обеспечивающим продовольствием наше население».

Кроме того, если таможенные органы РФ, по оценке депутата, имеют хорошую инфраструктуру, то другие страны ЕАЭС имеют порой чисто символический контроль, понимая, что это напрямую не коснётся их собственного населения. Причем те же страны не позволяют России осуществлять контроль на их границах.

Вот один из свежих фактов: в начале октября Россельхознадзор заявил об обеспокоенности увеличением объема поставок помидоров из Белоруссии на фоне роста импорта туда турецких томатов (их ввоз в РФ, напомним, пока запрещен). Ситуацию обсудили с директором главной госинспекции по семеноводству, карантину и защите растений Белоруссии Александром Пискуном. Ранее белорусская сторона уведомляла, что планирует поставить в РФ в текущем году 42,8 тыс. тонн томатов, но по состоянию на 3 октября уже ввезено 45,6 тыс. тонн. Причем объем ввоза турецких томатов, по данным Россельхознадзора и других источников, за январь–июль вырос в 3,5 раза в сравнении с 2015 г. и в 12 раз по сравнению с 2012 г.

В целом контрабандная плодоовощная продукция, ввозимая в РФ в обход продэмбарго и решений Россельхознадзора, ежегодно исчисляется 0,7–1 млрд. руб. Таковы высказанные в начале октября с.г. оценки главы Национального союза производителей плодов и овощей Сергея Королева. И несмотря на продэмбарго и ограничения Россельхознадзора, на наш рынок продолжает поступать огромное количество продукции из «запрещенных» стран. Причем, как подчеркнул С. Королев, эти поставки «не всегда понятного качества» и «зачастую такая продукция легализуется на территории других стран ЕАЭС». В результате наносится серьезный вред российским производителям.

Аналогичных оценок придерживаются и в Россельхознадзоре. Кроме того, по данным этого ведомства и других источников, только за первый квартал 2017 г. в сравнении с тем же периодом–2016 белорусские поставки в РФ грибов шиитаке выросли в 3,6 раза, картофеля – в 2,5; белокочанной капусты – в 10 раз, а свежего лука – в 15,4 раза.

Схожая ситуация и с сахаром: Минсельхоз РФ в середине сентября с.г. предложил ограничить его ввоз из Белоруссии и Казахстана. Ибо эти страны беспошлинно ввозят дешевый тростниковый сахар-сырец из Бразилии и региона Евросоюза, а затем по бросовым ценам поставляют сахар из этого сырья или перепродают часть того же сырья в РФ. Из-за этого убытки отечественной сахарной отрасли ежегодно достигают 70-80 млрд. рублей. Эти вопросы на днях озвучил глава российского Минсельхоза Александр Ткачев.

Не менее «интересная» ситуация и с импортом в Россию рыбной продукции: к осени в пятерку стран-лидеров по экспорту в РФ данной продукции вошла Белоруссия. Причем в этом ассортименте с середины 2015 г. преобладают товары, скажем так, нетрадиционные для белорусской рыбопереработки – форель, лосось, крабы, креветки, мидии. Откуда эти экзотические морепродукты в республике, не имеющей выхода к морям и не обладающей своим рыбопромысловым флотом?

Ларчик открывается просто: после введения Москвой санкционного продовольственно-импортного режима Белоруссия, по данным ЕЭК и Россельхознадзора, резко увеличила ввоз рыбы и рыбопродуктов в основном из подсанкционных Дании, Великобритании, Германии, Норвегии, Исландии, Финляндии, стран Балтии. Характерно в этой связи недавнее заявление министра рыбного хозяйства Норвегии Пера Сандберга, который в ответ на вопрос, продолжаются ли поставки норвежской рыбы в Россию через Белоруссию, хотя и дипломатично отослал корреспондента к продавцам («нужно об этом спрашивать компании, которые этим занимаются, я не отслеживаю пути продажи рыбы»), все же не стал отрицать, что «я тоже слышал об этом – касательно лосося и форели. Российский рынок был наиболее важен для форели».

Аналогичные тренды, увы, и в сфере ввоза в Россию текстильных изделий. Как отмечалось на заседании экспертного совета Госдумы РФ по проблемам российского легпрома (28 сентября с.г.), отсутствие единого таможенного контроля на внешней границе ЕАЭС, низкие ввозные пошлины в большинстве стран Союза и несогласованность внутри него по вопросам, что такое реэкспорт, контрафакт и страна–производитель/поставщик, – вот главные причины растущего реэкспорта союзных стран в РФ дешевой, низкокачественной и, одновременно, опасной для здоровья текстильной продукции. Причем реальный объем таких поставок из этих стран уже который год вдвое больше официально регистрируемого. И опять же лидируют в текстильном реэкспорте Казахстан и Белоруссия.

Очевидно, что реэкспортные «перепоставки» – это всегда и везде высокодоходный бизнес. Вдобавок они не могут не способствовать установлению благоприятного климата и в политических взаимоотношениях стран, прибегающих к реэкспорту, со странами, подсанкционными в РФ. Кто будет возражать против нормализации отношений той же Белоруссии с Евросоюзом, но почему за счет интересов России?

Сохранение такой ситуации чревато также трансформацией ЕАЭС в «аббревиатурный», проще говоря – в декларативный блок. При этом, как полагают многие эксперты, поскольку Россия ввиду геополитических факторов не заинтересована в такой трансформации, она вряд ли усилит давление на другие страны ЕАЭС, чтобы, наконец, поставить реэкспортному потоку заслон.

Вряд ли… Но и сохранять статус-кво невозможно, никаких ресурсов у России не хватит, чтобы поднимать чужую экономику за счет своей.

Фото: ПРОВЭД Источник: Ритм Евразии

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир