Постоим, подождем. Реконструкция "Сагарчину" не грозит до 2021 года
В Оренбургской области пункт пропуска через российско-казахстанскую границу «Сагарчин», собирающий километровые очереди, в ближайшие четыре года может остаться без модернизации и расширения пропускной способности. В Министерстве транспорта сообщили, что занимаются решением проблемы сверхнормативной загрузки «Сагарчина», но денег на это в федеральной целевой программе на 2012-2021 годы нет.
Терпение на исходе
Автолюбители давно недовольны скоростью пропуска транспорта из Оренбургской области (Россия) в Актюбинскую (Казахстан) и обратно. По словам очевидцев, очередь из машин со стороны Акбулака иной раз достигает 200 автомобилей, а на нейтральной полосе перед въездом на территорию России машины могут стоять в три ряда.— Люди ждут в очереди по 5-6 часов, при том что сам путь от Оренбурга до Актобе обычно занимает около пяти часов. Люди стоят с маленькими детьми, в машинах есть пожилые и больные люди, — негодуют пассажиры.
Расстояние между приграничными областными центрами, действительно, не такое уж большое — 260 км. Но, планируя маршрут, к расчетным трем часам дороги следует прибавить несколько часов для прохождения пограничного контроля. Сама процедура обычно занимает 15-20 минут, но в очереди к заветному шлагбауму и окошку простоять придется минимум пару часов.
— Мы бываем у родственников и друзей в России несколько раз в год. Раньше замечали очереди в пятницу и выходные, когда транспортный поток действительно выше, но теперь стоять по несколько часов приходится в любой день недели и в любое время суток, — рассказывают очевидцы.
— Видели, что разнимать дерущихся за место в очереди водителей как-то приезжал наряд полиции из Акбулака. Вы представляете, какой там творится дурдом? — приводят пример другие.
— Стыдно за страну, — вторят им другие оренбуржцы.
Торговля, мигранты и гости
По официальным данным через пункт пропуска «Сагарчин» ежедневно проходит свыше 4000 автомобилей. Первая группа транспортных средств связана с международной торговлей. Это многотонные фуры, доставляющие товары из Средней Азии по всей России и обратно, а также небольшие грузовики оренбургских и актюбинских предпринимателей, зарабатывающих на разнице в цене между регионами. Вторая группа – гастарбайтеры. В поисках работы и денег через оренбургский участок границы в Россию едут миллионы граждан Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Наиболее удачливые получают в России временную регистрацию и разрешение на работу на весь сезон. Те, которым повезло меньше, вынуждены регулярно «отмечаться» на границе, то есть выезжать и въезжать обратно. Больше всего нареканий к работе пункта пропуска именно от третьей группы – рядовых граждан.В начале августа Пограничное управление ФСБ по Оренбургской области пыталось решить проблему высокого транспортного потока на «Сагарчине». Автомобилистам и грузоперевозчикам предложили воспользоваться другими пунктами пропуска – в Орске, Илеке или вовсе в Саратовской области, то есть проехать несколько сотен лишних километров. По мнению пограничников, очереди на границе – объективное отражение ситуации.
Рассчитанный на 1900 человек в сутки пункт пропуска через российско-казахстанскую границу «Сагарчин» ежедневно обслуживает от 4000 до 6000 человек.
Троекратное превышение предельного количества проходящих пограничный контроль порождает очереди и недовольство людей. В пограничном управлении ФСБ России по региону RIA56 сообщили, что решить проблему может только реконструкция «Сагарчина».
– Пропуск лиц и транспортных средств в пункте пропуска Сагарчин организован в соответствии с законодательством Российской Федерации, которым определено время исполнения государственной функции по осуществлению пограничного контроля лиц до трех минут. Данный пункт пропуска на полосах движения транспортных средств оборудован четырьмя рабочими местами для осуществления паспортного контроля (два на въезд в РФ и два на выезд из РФ), – объяснили в Пограничном управлении ФСБ России по Оренбургской области.
– В связи с этим, средняя пропускная способность пункта пропуска Сагарчин только лиц, пересекающих государственную границу, без учета времени осмотра транспортного средства, должна составлять 1900 человек в сутки, а фактически государственную границу пересекает от 4000 до 6000 человек в сутки.
Ранее RIA56 опубликовал жалобы оренбуржцев, простоявших в очереди на границе более трех часов. Водители и пассажиры заметили, что казахстанский пункт пропуска «Жайсан» работает оперативнее.
Следует отметить, что в 2017 году завершена реконструкция казахстанского пункта пропуска Жайсан, вследствие чего его пропускная способность увеличена в четыре раза.
— Для увеличения пропускной способности пункта пропуска Сагарчин необходима его реконструкция, — уверены в Пограничном управлении ФСБ по Оренбургской области. — Развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации законодательно возложено на Министерство транспорта Российской Федерации.
Пограничным управлением ФСБ России по Оренбургской области постоянно осуществляется мониторинг пассажиропотока. В 2016 году Пограничной службой ФСБ России подготовлены и направлены предложения по реконструкции пункта пропуска Сагарчин в Министерство транспорта Российской Федерации, – ответили в пограничном ведомстве.
В Москве о проблеме пункта пропуска «Сагарчин» знают. Возможность реконструкции МАПП «Сагарчин» рассматривается в Минтрансе.
– После проведения проектных работ будет определена стоимость и источники финансирования. После принятия решения о целесообразности реконструкции будет организован комплекс мероприятий в соответствии с установленным порядком, – уточнили в ведомстве. – В настоящее время Минтрансом России в рамках установленных полномочий оказывается консультационная и методическая поддержка в данном вопросе.
В ответе на запрос RIA56 также сообщается, что бюджетное финансирование строительства и реконструкции пунктов пропуска осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 годы)». Вместе с тем действующей редакцией ФЦП мероприятия по обустройству пунктов пропуска, расположенных в Оренбургской области, не предусмотрены.
Модернизация нам поможет?
Высокую транспортную нагрузку на оренбургском участке российско-казахстанской границы не выдерживают не только пункты пропуска, но и дороги. За 25 лет 50-километровый участок трассы от Акбулака до «Сагарчина» разрушился практически полностью. Чтобы приступить к капитальному ремонту международной магистрали потребовалось вмешательство двух президентов – Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева.Контролируя исполнение поручения главы государства, губернатор Оренбургской области Юрий Берг еще весной 2017 года призвал модернизировать пункт пропуска. Не секрет, что новая качественная дорога привлечет еще большее количество транспорта. Глава региона лично проверял, как быстро удается проходить границу.
– Мы специально заехали на пункт пропуска «Сагарчин» и встретились с руководством пограничного управления. Уже сейчас за сутки здесь проходит более четырех тысяч автомобилей. Необходимо проработать и возможность увеличения пропускной способности пункта. Выезд и въезд в Российскую Федерацию необходимо привести в должный вид, соответствующий нашему государству, – уточнил Юрий Берг.
Тем временем первый этап реконструкции дороги протяженностью более 50 километров подходит к концу. К октябрю дорога полностью отремонтирована на протяжении 30 км. Работы еще на 20 км завершат в 2018 году. Началась замена асфальта и на самом пункте пропуска. В связи с этим на «Сагарчине» организовали реверсивное движение транспорта. Жителей и гостей Оренбургской области вновь предупреждают о возможных заторах на границе с Казахстаном. По прогнозам ремонт продлится до 16 октября.