Половина дальнобойщиков в Латвии - иностранцы
Ассоциированный профессор Рижской высшей школы экономики, демограф Зане Варпиня, используя данные Евростата, рассчитала, что к 2030 году возраст почти половины жителей Латвии превысит 50 лет. Каждый четвертый латвиец будет пенсионером. Латвия сожмется и превратится в страну стариков.
«Это нисходящая спираль, из которой, по сути, выбраться невозможно. Население сокращается, численность трудоспособного населения уменьшается, затраты на рабочую силу растут, новые рабочие места создать невозможно и поэтому экономика растет все медленнее,» — комментирует возможный неблагоприятный ход развития событий эксперт МЭ Янис Салминьш.
Кроме того, жители Латвии больше не согласны работать за низкие зарплаты. В этом году стремительно выросла средняя заработная плата. Теперь она составляет 927 EUR до вычета налогов. В ведомстве надеются, что в следующем году она достигнет 1000 EUR до налогов, а в течение следующих пяти лет – 1500 EUR. Таким образом, латвийские зарплаты приблизятся к средним зарплатам в тех странах, куда отправились за лучшей жизнью жители Латвии, и это должно побудить их вернуться.
У Латвии немного вариантов восполнения дефицита рабочей силы. Если уехавшие не вернутся, оставшиеся не переквалифицируются, а новые работники родиться не успеют, придется ввозить рабочую силу из-за рубежа.
В прошлом году было выдано 6007 разрешений, причем за последние пять лет число гастарбайтеров в стране удвоилось. Наиболее востребованы профессии в наземном и трубопроводном транспорте. В основном, речь идет о дальнобойщиках. В этой области работает почти половина иностранных работников. За ней следуют информационные технологии, услуги общепита (больше всего выходцев из Индии) и строительство.
В минэкономики планируют облегчить ввоз в страну высококвалифицированных гастарбайтеров. Для этого был составлен список профессий, представителям которых облегчат процедуру получения разрешений. Нововведение состоит в том, что работодатель сможет нанять иностранца, если на вакантное место в течение двух недель не найдется местный специалист. Сейчас срок ожидания составляет месяц.
Утверждение списка правительство затянуло, поскольку министерство сообщения требует включить в него также шоферов-дальнобойщиков. Это физически тяжелый труд, который отрывает людей от семьи и за который платят в среднем 700 EUR брутто без учета командировочных, поэтому профессия не популярна среди жителей Латвии.
Однако МЭ категорически против. «Тогда все усилия коту под хвост! — восклицает Янис Салминьш. — Мы должны стимулировать предприятия к внедрению инноваций, поэтому намеренно внесли в список только профессии, в которых требуются специалисты с высокой квалификацией».