"Нас уничтожают"
Минувшей весной дальнобойщики бастовали ровно 33 дня. Однако систему «Платон» им одолеть не удалось. Чем теперь они живут, водители рассказали «Кавказ.Реалии».
Отчаялись и разошлись
24 марта правительство России постановило повысить плату за проезд по федеральным трассам «в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузными транспортными средствами» — с 1,53 до 1,90 руб. за километр.Первыми на Северном Кавказе против «Платона» выступили дагестанцы. Их акция оказалась самой масштабной: 27 марта в стачку влились 90% перевозчиков.
Водители устраивали автопробеги, которые власти периодически срывали, дальнобойщики требовали показать их по Первому каналу и встречались с республиканскими чиновниками, повторявшими, что в этом вопросе они решают далеко не все (в этот момент обычно поднимали глаза к потолку).
5 апреля в Москве был задержан лидер Объединения перевозчиков Дагестана Рустам Малламагомедов.
В тот же день в пригороде Махачкалы силовики попытались жестко разогнать протестный лагерь.
Позже правоохранители стали выдергивать бастующих и угрожать постановкой на учет.
В конце апреля дагестанцы объявили о приостановке кампании. На митинге они решили «дать шанс государству» выполнить их требования.
В Северной Осетии в конце марта более ста водителей встали на трассе «Кавказ».
Дальнобойщики записали видеообращение к депутатам регионального парламента с просьбой передать их требования в Москву.
В начале апреля с ними встретился глава республики Вячеслав Битаров.
Однако 19 апреля участники стачки вернулись к работе, чтобы расплатиться с долгами.
«Закрыли бы нас уже»
Глава Союза перевозчиков Дагестана Абдурашид Самадов уже второй месяц сидит дома. Из последнего рейса он вернулся в конце июля. Тогда же его обложили штрафами на 35 тысяч рублей (три из семи — за «Платон»). Теперь мужчина гадает, вернется он со следующей командировки с убытками или удастся что-то заработать.Провал весенней забастовки собеседник «Кавказ.Реалии», по собственным словам, предвидел: «Сколько можно было еще протянуть? Все закончилось ожидаемо».
Он до последнего надеялся, что страна их протест поддержит, но чуда не произошло.
«Потерпели убытки, но что делать? — разводит руками Самадов. — Сидя в Дагестане, невозможно никому ничего указывать».
Региональные власти, которым «дали шанс» выполнить требования рабочих, за минувшие пять месяцев почти ничего не сделали. Возможно, недостаточно полномочий.
«То, что сделано, несерьезно по сравнению с нашими нуждами, — сокрушается дальнобойщик. — Разобрались лишь с транспортной инспекцией, которая раньше тормозила нас в 3-4 местах. Теперь проверяют на одном посту».
В среднем только за «Платон» дагестанским перевозчикам, работающим с Москвой, приходится платить около 9000 рублей. Расстояние между республикой и столицей составляет порядка 2000 км. Приплюсовываем то, что водители наезжают в пределах Белокаменной – до 200 километров. Таким образом, туда и обратно получается 4200. Умножаем эту цифру на 1 рубль 91 копейку.
И это если предположить, что рейс прошел гладко. Приятелю Абдурашида не повезло: недавняя поездка обернулась для него гигантским штрафом в 400 тысяч рублей.
«Он в Москве взял 3 тонны, в Рязани — 16 с лишним тонн. Всего получилось 19 тонн с „копейками“, но власти считают, что он превысил общую нагрузку», — объясняет Самадов, с готовностью демонстрируя документы.
Если дальнобойщик оплатит штраф оперативно, то ему скостят 200 тысяч рублей.
Усугубляет ситуацию еще и то, что мужчина работает не на своей машине (платит ее владельцу 25% с выручки).
«Коллега за голову хватается. Хозяин ругается. Говорит, что давал ему чистый транспорт (без штрафов). И что теперь, человек должен год отработать, чтобы вернуть эти 400 тысяч?» – недоумевает собеседник «Кавказ.Реалии».
По закону допустима общая масса транспорта и груза в 40 тонн. Машина Абдурашида весит 17,5 тонн. С соляркой и прочим получается 18,5 тонн.
«По логике, могу 21,5 тонн взять. Но ни один транспорт с таким весом не проедет, — утверждает он. — Тем более по Рязанской области.
Есть несколько регионов, где и с 18 тоннами сотни ребят попадают на штрафы.
Как у них эти весы, лазеры работают?»
Перевозчик не понимает, чего власти таким образом хотят добиться: «Нас уничтожают. Или закрыли бы нас уже! Стали бы тогда думать, как жить дальше».
«Кто нас будет слушать?»
Осетинские дальнобойщики, судя по всему, отпустили ситуацию. Они за «Платон» исправно платят. И говорят, что «ничего (никаких протестных выступлений) не будет».
«Работаю по тому тарифу, который ввели. Конечно, невыгодно. Пока в Москве и в других регионах бастовать не начнут, ничего не будет. Даже если устроим здесь стачку, кто нас будет слушать? Никто», — отмахивается Алан.
Ему поездка до Москвы и обратно обходится в 20-24 тысячи рублей.
Самадов объясняет такую внушительную сумму тем, что владикавказцы едут в столицу по федеральной трассе М-4 «Дон», которая состоит из платных участков. Здесь и накидывается еще шесть тысяч рублей.
Добавим, долг некоторых осетинских дальнобойщиков по «Платону» достигает уже нескольких десятков тысяч рублей. Их отлавливают местные гаишники.