Между Россией и Марокко может появиться «зеленый коридор»
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил провести переговоры с марокканской стороной, по итогам которых должен быть заключен Протокол между Федеральной таможенной службой РФ и Администрацией таможен и косвенных налогов Королевства Марокко об обмене предварительной информацией о перемещаемых товарах.
Соответствующий документ вице-премьер подписал в сентябре 2017 года. Протокол поможет организовать обмен предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, которые перемещаются между Россией и Марокко. Проект протокола государства завизировали еще весной 2015 года в рамках официального визита Короля Марокко в РФ. Тогда же состоялась и встреча Министра внешней торговли Королевства Марокко с руководством российского таможенного ведомства.
Стороны договорились о налаживании более тесного сотрудничества и разработке совместных проектов, которые позволят упростить межгосударственные таможенные процедуры и повысить эффективность контроля в рамках взаимной торговли. В частности, ФТС России предложила тогда создать «зеленый коридор» между странами.
Однако, по мнению участников ВЭД, ведущих бизнес с Марокко, новый протокол ничего в действующих бизнес-процессах не изменит и ни на что не повлияет. Сейчас для всех – и участников ВЭД, и даже таможенников – в принципе загадка, что в существующей таможенной практике означает «зеленый коридор», с Марокко, или с Египтом, или Италией, например.
«Особые таможенные правила? Бред, у нас правила таможенного союза, и ФТС их менять не может. Преференции? Тоже фантазия. Ускоренное прохождение таможенных формальностей? Тут еще смешнее. 90% товарной номенклатуры и из Мароккко, и в Марокко – это товары, попадающие под контроль других государственных контролирующих органов помимо таможни. Более того, 99% товарных партий из Марокко едут морским транспортом, а сегодня таможня никак не может решиться хотя бы на эксперимент «один раз, в одном месте», чтобы все государственные контролирующие органы в порту осуществляли свои контрольные функции сразу и единовременно», – удивляется представитель контрагента марокканских поставщиков.
По мнению бизнеса, говорить об улучшении ситуации, связанной с оформлением грузов, о снижении времени оформления или его стоимости можно только тогда, когда выставление товаров на досмотр (осмотр, ветеринарный или фито-санитарный осмотр, таможенный досмотр, взвешивание, ИДК и так далее) будет осуществляться один раз и всеми органами сразу.
Вместе с тем объемы товарооборота с Марокко действительно внушительные. Согласно данным таможенной статистики, за истекший период 2017 года в нашу страну из марокканского государства уже ввезено товаров на 120 миллионов долларов, из них около 65% – это овощи и фрукты, около 20% – одежда и обувь.
Если стороны будут придерживаться запланированных сроков, то протокол о создании «зеленого коридора» с Марокко будет принят к 1 ноября 2017 года. Однако упростит ли это процедуры таможенного оформления или останется только на бумаге, остается для всех загадкой.
С перечнем межправительственных соглашений, которые уже заключены между Россией и иностранными государствами в области таможенного сотрудничества, можно ознакомиться на сайте таможенного ведомства.