Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития экспорта гражданского авиапрома
Господдержка экспорта отечественной гражданской авиации предусматривает помощь не только корпорациям с государственным участием, но и частным компаниям.
Глава правительства утвердил стратегию продвижения на зарубежные рынки российской гражданской авиационной продукции, к которой относятся не только самолеты и вертолеты, но также авиационные двигатели и приборы. Документ стал продолжением целой серии аналогичных отраслевых стратегий. Ранее кабинет министров предусмотрел меры для развития экспорта в автомобильной промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном машиностроении.
Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с заместителями напомнил, что, по оценкам экспертов, мировой рынок авиаперевозок будет расти примерно на пять процентов в год, и крупнейшие поставщики самолетов — Airbus и Boeing — уже сейчас развивают глобальные цепочки поставщиков, чтобы обеспечить стабильные поставки необходимых высокотехнологичных компонентов.
Стратегия рассчитана на срок до 2025 года. «Важно, что такую господдержку будут получать не только корпорации с госучастием, но и независимые частные компании», — подчеркнул глава правительства.
Согласно базовому сценарию стратегии, в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» объем потребности в бюджетных ассигнованиях с 2017 по 2019 год составляет 4,1 миллиардов рублей, а с 2020 года по 2025 год — 8,8 миллиардов.
Есть и оптимистичный сценарий. Он предполагает создание кредитно-лизинговой платформы по продвижению российской авиационной техники с привлечением крупнейших российских и зарубежных лизинговых компаний. В рамках такой платформы в 2018 — 2025 годах планируется поставить на экспорт 215 самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 на сумму 7,65 миллиардов долларов.
Для реализации этого механизма предусматривается формирование специализированной лизинговой компании, которая консолидирует средства государственной поддержки, заемные средства российских банков и кредитные ресурсы, привлекаемые зарубежными лизинговыми компаниями. Общий объем государственной поддержки для поставки запланированного количества самолетов в 2018-2025 году должен составить 73,7 миллиарда рублей, в том числе 23,8 миллиарда в период с 2018-2020 годов.
Также Дмитрий Медведев сообщил об уточнении «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования. Документ действует с 2012 года, постоянно совершенствуясь. «В этой дорожной карте было 111 мероприятий. Должен сказать, что к настоящему моменту 80 процентов из задуманного и запланированного осуществлено», — сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Сейчас в «дорожную карту» включили 19 новых мероприятий, касающихся требований к проектированию и строительству пунктов пропуска, упрощения документооборота и замены бумажных документов электронными. «Мы посмотрим, как этот „пилот“ пойдет, и имеем в виду, что он пойдет, конечно же, успешно, после чего мы сможем перевести все в электронную форму», — считает Шувалов.
Все изменения согласованы не только с представителями бизнеса, но и с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Договор о Таможенном Кодексе союза сейчас находится в Государственной Думе, проходя ратификацию. Первый вице-премьер рассчитывает, что депутаты в октябре рассмотрят документ. «Мы намереваемся запустить Таможенный кодекс Евразийского экономического союза с 1 января будущего года», — напомнил Шувалов о сроках.
— Я продолжу тоже обсуждение этих вопросов во время ближайшего заседания межправсовета (ЕАЭС — прим. «РГ»), который состоится в Армении, — сказал Дмитрий Медведев.