Перевозка тяжелых грузов
Для того, чтобы переместить с места на место грузы, весовые и размерные параметры которых выходят за пределы общепринятых, требуется применять не только специальную технику, но и нестандартные инженерные подходы и особую организацию всего процесса.
Виды транспорта, на которых может осуществляться перевозка тяжеловесных грузов, могут быть самыми разными, и каждый имеет свои особенности.
Перевозка водным транспортом
Весовые параметры груза, допустимые для перевозки водным транспортом, определяются водоизмещением судна, которое чаще всего с большим запасом превышает требуемые величины. Проблемой остается только доставка груза до места его погрузки на плавсредство и сам процесс погрузки, требующий повышенной грузоподъемности портовых кранов или совместного применения нескольких кранов.Перевозка железнодорожным транспортом
Ограничения, которые предъявляет железнодорожный транспорт к весу и размеру перевозимых грузов, весьма серьезно ограничивают возможности перевозки. Вся железнодорожная сеть рассчитана на предельные габариты по ширине и высоте, с учетом которых не только строятся мосты и тоннели, но и устанавливаются средства световой сигнализации, шлагбаумы и возводятся различные сооружения. Поэтому если с избыточным весом можно как-то бороться, используя дополнительные колесные пары и распределяя тем самым нагрузку на железнодорожный путь более равномерно, то перевезти груз с превышающими нормативы габаритами просто не представляется возможным.Перевозка авиационным транспортом
При использовании транспортной авиации в пределах расчетной грузоподъемности воздушного судна возникает вопрос загрузки: никакие внешние крановые механизмы это выполнить не способны. Но существует довольно широкий класс рамповых грузовых самолетов, имеющих регулируемый по высоте трап-рампу, позволяющий принимать грузы с земли или с платформы, кузова автомобиля. Кроме того, эта техника имеет собственные транспортные средства – рольганги, тельферы, при помощи которых груз может передвигаться по салону. Существующие самолеты имеют самую разную грузоподъемность, особо тяжелые рамповые самолеты могут перевозить груз весом более 100 тонн.Стоит отметить также возможность транспортировки грузов такими самолетами на внешней подвеске. Для этого под конкретный груз разрабатывается система его крепления наверху фюзеляжа, и производится анализ аэродинамических свойств самолета с грузом. Таким образом выполняется перевозка тяжелых грузов, не умещающихся в пределах фюзеляжа – крупных емкостей, химического оборудования и т.д.
Перевозка автомобильным транспортом
Перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам – наиболее часто используемый способ транспортирования, поскольку с технической точки зрения непреодолимых препятствий он не имеет.Что касается проблем с габаритами, то всегда можно выбрать дорогу, которая не будет иметь близко расположенных сооружений. Такие препятствия, как дорожные знаки, могут быть временно демонтированы, деревья подстрижены. Даже пересекающие дорогу линии электропередач можно на время демонтировать, чтобы освободить проезд. Если на дороге возникает действительно непреодолимое препятствие вроде низкого моста, всегда можно выбрать обходной путь, найдя место, где развязка транспорта выполнена в одном уровне. При перевозке особо длинных грузов может потребоваться обустройство мест поворота или опять-таки – выбор пути с более плавными радиусами скругления.
Вторая сторона вопроса автоперевозки нестандартных грузов – это способность дороги выдерживать повышенную нагрузку. Асфальтовое покрытие имеет определенные пределы нагрузки в расчете на каждую ось транспорта, и если этих осей будет много, вопрос может быть решен. Для этого можно использовать сложные системы автопоездов, когда груз располагается на двух или трех несамоходных платформах, буксируемых несколькими тягачами. Для более равномерного распределения нагрузки платформы могут снабжаться дополнительными парами колес, подкатными тележками. Их иногда устанавливают и между платформами, под сам груз.
При необходимости преодоления сложных участков дороги прицепные звенья оборудуют активными колесами, имеющими собственный привод от гидравлического или электрического мотора. Для этого может использоваться отбираемая мощность двигателя тягача или самостоятельная энергосистема на основе дизельной станции.
В любом случае транспортировка груза большого веса и запредельных габаритов становится инженерной задачей, требующей комплексного подхода к использованию всех возможных технических средств.
Организационные вопросы
Груз, по своим весовым и габаритным качествам выступающий за разрешенные пределы, нельзя просто положить на тяжеловесную платформу и повезти. Предварительно необходимо получить разрешение на перевозку тяжеловесных грузов от органов, управляющих дорогами по маршруту движения. Для этого подается подробная схема автопоезда с указанием нагрузок на все оси, характера груза и категории, к которой он относится. Разрешение выдается после анализа возможности перевозки данными техническими средствами по данным участкам дорог. Оцениваются грузоподъемность и габариты всех инженерных сооружений на маршруте, состояние дорожного покрытия и прочие обстоятельства.Существующие правила перевозки тяжеловесных грузов предусматривают все необходимые требования к организации транспортировки, включая участие машин прикрытия и патрульных машин ГАИ. Регламентированы требования по скорости передвижения, техническому состоянию всех участвующих в перевозке транспортных средств, оговорены обязанности перевозчиков тяжелых грузов и их ответственность.
При необходимости к согласованию разрешения и к осуществлению перевозки привлекаются представители служб, которые имеют отношение к маршруту передвижения: линий железной дороги, электросетей и т.д. С их участием разрабатываются пути безопасного следования груза по маршруту перевозки.