Организация международных перевозок с участием экспедиторов
Во многих странах в обязанности как внутреннего, так и международного экспедитора входит комплекс работ по подготовке груза к отправке (приемка груза от отправителя, оформление документов и т.д.). Большая часть этих операций в Беларуси и других странах СНГ выполняется транспортно-экспедиционным комплексом автотранспорта, отправителями и получателями грузов.
Сейчас мы рассмотрим схему организации международных перевозок между белорусскими экспедиторами и западноевропейскими фирмами (Рисунок 1).
Заключение договора
Первым этапом организации перевозок грузов является заключение соответствующего договора купли-продажи двумя предприятиями двух государств. Согласно заключенному договору, от предприятия-грузоотправителя экспедитору поступает заказ-поручение на перевозку соответствующих грузов, где обычно указаны:- характер груза,
- дата и время поставки транспорта под погрузку,
- адреса и контактные данные двух сторон,
- ставка фрахта
- и иная информация, имеющая значение для организации перевозки.
Экспедитор согласовывает ставку фрахта с заказчиком, присваивает заказу уникальный номер отправки, затем вводит данные в компьютер.
Задание на перевозку
Закончив обработку информации, экспедитор направляет автотранспортному предприятию, с которым он сотрудничает, задание на перевозку — документ, где указывается:- адрес грузоотправителя,
- вид груза,
- его масса,
- объем
- и др. информация.
Загрузка автомобиля
Перевозчик, заполнив документацию (CMR, путевой лист), в договоренное время предоставляет автомобиль для погрузки. После завершения загрузки автомобиля и заполнения грузоотправителем необходимых документов (таких как CMR, книжка МДП и грузовая таможенная декларация), необходимо пройти процедуру таможенного оформления. После этого экспедитор получает информацию от водителя о приеме груза и готовности к отправке автомобиля в страну назначения, а также предполагаемое время пересечения границы. Водителю также может быть передана другая важная оперативная информация об изменениях, связанных с маршрутом движения, предпочтительных пунктах для заправки и т.д.Граница
По прибытии на погранпереход, водитель информирует экспедитора о ходе перевозки; вся информация передается по компьютерной сети в вычислительный центр экспедитора.Бюро экспедитора уточняет дату и время прибытия автомобиля под разгрузку, тут водитель может получить задание на обратную загрузку.
Экспедитор направляет информацию о дате и времени прибытия груза грузополучателю. По прибытии к грузополучателю и выполнении всех формальностей по досмотру на таможне, водитель сдает привезенный груз и заполняет все документы о завершении перевозки (путевой лист, книжка МДП, CMR).
Груз доставлен
Осуществив перевозку, водитель должен проинформировать экспедитора о доставке груза. Затем он получает на факс грузополучателя задание на обратную загрузку, при условии если он не получил его ранее.Расчеты за перевозку
Обычно все расчеты за перевозку осуществляются экспедитором, поэтому все расчетные документы от перевозчика идут к экспедитору.Экономическая служба экспедитора при этом осуществляет все расчеты фрахта по странам СНГ, Восточной и Западной Европы, выставляет счета заказчикам и рассчитывается с перевозчиком после поступления оплаты.