Три кита логистики для интернет-магазинов
Понятие логистики прочно вошло в нашу жизнь не так давно. Однако, еще со времен Империи инков сохранились упоминания об организации снабжения двора, со строгим учетом места отгрузки товара, номенклатуры товара, времени в пути, места назначения. Если обратиться к истории логистики, то можно сделать вывод о том, что логистика, как совокупность данных о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов, так или иначе, всегда имела место при реализации любой бизнес-идеи, в любые времена, во всех обществах, не зависимости от общественно-политического строя, уровня развития экономики и пр.
Понятие логистики трактуется участниками рынка в зависимости от сложности задач, стоящих перед компанией, специфики деятельности компании и многих иных факторов.
Логистические системы, применяемые для выполнения основных задач логистики, разнятся между собой, однако целью любой логистической системы неизменно остается организация действий всех участников цепи с целью максимально эффективного выполнения задач, поставленных перед участниками.
Традиционно логистику разделят на:
- закупочную;
- транспортную;
- складскую;
- производственную
- информационную и ряд других.
Предметом закупочной логистики считается приобретение конечного продукта с оптимальной экономической эффективностью, с минимальными трудозатратами и в оптимальные сроки.
Задачей транспортной логистики можно назвать грамотную организацию перемещения продукта из точки « А» в точку «Б» с минимальными материальными, временными трудозатратами.
Перед специалистами в области складской логистики ставится задача грамотной и оптимальной организации приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров со склада.
Краткий анализ задач различных логистических систем позволяет сделать вывод о том, что основной задачей логистики является минимизация затрат, включенных в себестоимость конечного продукта.
Как уже отмечалось выше, в зависимости от задач, поставленных перед компанией, и выбираются необходимые для грамотного построения бизнеса логистические системы.
Давайте наглядно проиллюстрируем это на примере построения логистической системы для интернет-магазина.
Еще при разработке бизнес-плана интернет магазина вопросам логистики должно быть уделено максимальное внимание. Без решения данного вопроса идея, как бы она не была хороша, обречена на провал. Незнание, или не желание применять ключевые принципы логистики, приводит, в конечном итоге, к совершению большого числа управленческих ошибок, которые можно избежать еще на этапе планирования.
Логистика для интернет-магазина — это основа основ, то с чего должно начинаться планирование построения бизнеса.
Ключевыми вопросами работы интернет — магазина является:
- организация закупочной логистики;
- организация логистики склада;
- организация транспортной логистики.
Остановимся на каждом из пунктов подробнее.
Абсолютно логичным представляется тот факт, что для организации успешного, приносящего прибыль интернет магазина вопрос закупочной логистики выходит на первый план. Определение потребностей, критерии выбора закупаемого продукта, анализ рынка, выбор поставщика, создание баз данных, операции по закупке, контроль своевременности и полноты поставляемой продукции — это только малый перечень задач, стоящих перед структурным подразделением интернет магазина, отвечающим за реализацию стратегии закупочной логистики.
И если на данном этапе вопросы, поставленные перед интернет магазином, успешно решены, возникает следующий вопрос. Как организовать складирование товаров, минимизировав при этом затраты?
Решением следующего ряда задач занимается именно складская логистика:
- перемещение товаров;
- инвентаризация;
- списания и оприходование материальных средств;
- расчет себестоимости продукции;
- остатки на складе;
- обороты за отчетный период и др.
Но без чего не возможна работа интернет-магазина? Что кардинально отличает обычную розничную сеть от покупок в Интернете? Правильно. Доставка товара конечному потребителю.
Итак, следующий этап — организация транспортной логистики.
Доставка товара покупателю, наверное, одна из основополагающих задач для успешного продвижения и успешной работы интернет магазина.
Для реализации этой задачи необходимо решить главный вопрос — кто будет заниматься доставкой? Будет ли это собственная служба доставки или доверить эту функцию сторонней организации. Решение этой задачи зависит от нескольких факторов, таких как:
- масштабы магазина;
- локации интернет магазина.
Для крупных игроков на рынке оптимальной будет собственная служба доставки. Для начинающих, небольших магазинов — передать данную функцию на аутсорсинг представляется более логичным и экономически эффективным.
При организации собственной службы доставки самое пристальное внимание следует уделить подбору персонала, ведь именно от работы курьера зависит скорость выполнения доставки, сохранность, как товара, так и денежных средств. И курьер это тот подчас единственный человек, с кем общается покупатель напрямую. От впечатления, производимого курьером, может зависеть вернется ли данный конкретный покупатель в ваш магазин или предпочтет найти иного продавца, с более адекватной службой доставки.
При создании собственной службы доставки необходимо понимать, что бизнес-процессы, существующие внутри структурной единицы, весьма сложны, а потому, следует тщательно взвесить все «за» и «против» создания собственного отдела доставки, и просчитать эффективность передачи данной функции на аутсорсинг.
Итак, грамотная логистика для интернет магазина — это сложное, но необходимое условие успешной работы проекта.
И в заключение обзора, следует уделить внимание еще одному немаловажному моменту, а именно системе мотивации сотрудников, которую так же следует продумывать еще на этапе планирования собственного бизнеса. Ведь не секрет, что «человеческий фактор» решает все. И если штат интернет магазина не ограничен самим учредителем, выполняющим все функции самостоятельно, а имеет некую структуру, уделите внимание стимуляции производительности труда. Это те вложения, которые окупаются с лихвой!