Как стать железнодорожным экспедитором?
Железная дорога – закрытое сообщество, в которое довольно сложно попасть. И частные компании-перевозчики, даже имея владельцев в лице бывших или настоящих железнодорожников, ввязываются в неравный конкурентный бой с самим ОАО «РЖД».
Предварительно оцените свой объем груза, который вы намерены перевозить — стоит ли он того, чтобы содержать свой штат, или же дешевле и проще обратиться к хорошо зарекомендовавшей себя сторонней экспедиторской компании?
В железнодорожных перевозках много тонкостей. Как произвести погрузку в неподъездном месте? Как избежать простоя? Как своевременно подавать вагоны? Поэтому, начиная заниматься железнодорожными грузоперевозками, привлеките опытного специалиста-железнодорожника, который разбирается во всех нюансах.
Оформление документов
Для начала работы с железнодорожными грузоперевозками нужно подготовить много документов.Во-первых, необходимо сертифицировать свои услуги на соответствие требованиям ГОСТ Р 51133-98. Учитывайте, что требования к экспедиторам по стандартизации довольно серьезные. Например, статья 15 обязывает экспедитора располагать оборудованием, устройствами и сооружениями для бесперебойной и сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов и исполнения природоохранных требований.
«Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» («РС ФЖТ») выдаст вам знак соответствия и сертификат соответствия.
Кроме того, желательно, чтобы вы получили лицензию на осуществление операций с опасными грузами, иначе список возможных грузов для перевозки резко сузится.
Далее, нужно подписать Договор с ДЦФТО какой-либо дороги на организацию расчета, присвоение кода ЕЛС (т.е. кода плательщика). Дорожные Центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) – это подразделения Системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО), которые обеспечивают и организуют сбыт транспортных услуг на железной дороге. Возможо, вам пригодятся контакты отделений РЖД, которые связанны с грузоперевозками.
Имейте в виду, что заключение договора с ДЦФТО подразумевает «раскрытие всех ваших карт» железной дороге. При подписании соглашения должны быть указаны направление и объем грузопотока, виды грузов, грузоотправители и грузополучатели, и предоставлены гарантийные письма от них, вид и принадлежность п/с. Судя по предостережениям бывалых экспедиторов, собранная информация может «утечь» другим эспедиторам, а за подписание договора могут попросить пачку зеленых.
На основании подписанного договора вам откроют лицевой счет и присвоят номер.
Имейте в виду, что открытие Соглашения в ТехПд (Технологический центр по обработке перевозочных документов) еще не означает возможность оплаты ж/д тарифа. Вам нужно самому быть грузоотправителем или пройти процедуру заключения еще одного договора с «РЖД» —на оплату тарифа за третьих лиц. Самый простой путь – воспользоваться услугами сторонних организаций по оплате тарифов (берут 2,5 % за услугу).
Если вам необходимо доставлять грузы за пределы России, заключите транзитный договор с ЦФТО «РЖД» и с ж/д администрацией другой страны. Но, естественно, будьте готовым к большим затратам времени, средств и нервов.
Далее, при прохождении всех уровней квеста, — последний: оформление договора на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (ТЭО) с ЦФТО.
Почему обращаются к ж/д экспедиторам?
При железнодорожных грузоперевозках перевозчик сам заполняет накладные, грузоотправитель осуществляет погрузку, грузополучатель — выгрузку. Зачем тогда нужен экспедитор?Экспедитор может оказать комплекс услуг, начиная от перевалки, перетарки в порту и подбора собственных вагонов — и кончая оплатой тарифа и предоставлением отсрочки.
Экспедиторы с неплохой кредитной линией в банках, берущие кредиты под низкий процент, могут сами прокредитовать перевозку заказчика, при этом комиссия будет ниже, чем если бы заказчик сам искал заемные средства на перевозку. Кроме того, с заказчика снимается вопрос о предоплате провозных платежей. Данная услуга особенно актуальна при импорте.
При небольших объемах грузов у заказчика экспедитор поможет за малые деньги консолидировать вагоны разных собственников, объединяя разрозненные партии грузов разных владельцев в сборные повагонные, групповые и маршрутные отправки.