Дальнобойщик – мужская профессия
В рубрике «Личный опыт» петрозаводская газета «Губерния Daily» побеседовала с дальнобойщиком Геннадием. Геннадий рассказал о том, как устроен быт «дальнобоев», на каких дорогах самые большие поборы, существует ли взаимопомощь среди водителей и почему дальнобойщики реже, чем водители легковушек, попадают в аварии.
Водить машину я выучился в девятнадцать лет, и с тех пор моя жизнь связана с дорогой. Чем больше я получал категорий, тем тяжелее становились автомобили, которыми я управлял. Первую машину для междугородних перевозок я купил десять лет назад — «Сканию», грузоподъемностью 10 тонн, называемую дальнобойщиками «пони», потому что по сравнению с другими многотоннажками это небольшой автомобиль. На нем я исколесил всю Карелию, от Вознесенья до Чупы, а за пределами республики чаще всего брал рейсы в Санкт-Петербург. В основном возил продукты, реже — стройматериалы.
Вопреки расхожему мнению, дальнобойщики бьются мало: как правило, это профессионалы, не рискующие ни машиной, ни тем более своей и чужой жизнью. Конечно, случается, что два водителя фур, неделями колесящие по дорогам, от скуки начинают «развлекаться», обгоняя друг друга на трассе, но я не приветствую подобные «забавы». Стараюсь соблюдать скоростной режим, а если сильно клонит в сон, останавливаю машину и дремлю 15-20 минут: этого хватает, чтобы еще пару часов продержаться без желания поспать.
Аварии на дорогах зависят от сезона. Летом, при белых ночах и нескользкой дороге, их меньше, чем осенью и зимой. Поломки, конечно, возможны всегда: в таких случаях свой транспорт я ремонтирую сам — особенно после того, как однажды в одном из местных автосервисов мою машину уронили в яму и пробили радиатор!
Особых приключений в моей работе не было, но кое-что необычное все же случалось. Так, однажды я встретил на дороге… инопланетянина! Ехал из Сортавалы ночью в дождь и вдруг увидел в свете фар, как на трассу выскочило некое существо в чем-то блестящем, с большой головой. Объезжая его, я получил приличный заряд адреналина! И только потом сообразил, что это был съехавший в кювет мотоциклист, который, вероятно, хотел попросить помощи.
Кстати, взаимопомощь на дорогах, безусловно, существует, хотя из соображений безопасности не каждый водитель рискнет остановиться и выйти из машины. Но дальнобойщики связываются друг с другом по рации и обычно помогают тем, кто сломался: ведь некоторые застревают на трассе на сутки и дольше.
Многие водители могут рассказать и какие-то удивительные истории, связанные с поездками. Так, у моего напарника, тоже живущего в частном доме, во дворе которого стоит его машина, потерялся котенок. Искали, но не нашли, и напарник отправился в рейс. Через сутки, когда он возвращался назад и его остановили на посту ГАИ для поверки документов, инспектор спросил: «А что это у тебя там мяукает?» И в полости между двигателем и кабиной, где температура достигает восьмидесяти-девяноста градусов и можно чуть ли не жарить яичницу или печь блины, водитель обнаружил… чумазого, обгоревшего, но живого котенка! Как он туда попал и каким образом уцелел? Недаром говорят, что у кошки девять жизней!
Карельские дороги я оценил бы на «троечку», а местами и вовсе на «два». Один кусок нормальный — другой разбит, что создает большие проблемы со сроками доставки грузов. Скажем, до Суоярви едешь в два раза дольше, чем надо, потому зачастую я отказываюсь от таких рейсов. По дороге на Костомукшу был участок, километров тридцать, где из асфальта… торчали пни! Такое впечатление, что деревья срубили, а пни не выкорчевали — просто положили сверху асфальт. Отличной можно назвать лишь федеральную трассу «Кола», а на то, что нормальные дороги когда-то появятся в нашей глубинке, остается только надеяться.
Чем больше машина, тем дороже ее содержание, потому иметь большегрузный автомобиль во многом невыгодно. Если ты по какой-то причине не ездишь, все равно обязан платить транспортный налог. Сейчас я работаю на машине грузоподъемностью всего две тонны, а предыдущая, пятнадцатитонная, стоит во дворе, и я вынужден отдавать за нее 32 тысячи в год. Знаю владельцев фур, которые платят и по 70 тысяч налога! Существует проблема снятия транспорта с учета, потому избавиться от машины можно, только продав ее или сдав в утиль. Но сейчас кризис, и в плане продажи транспорта предложение выше, чем спрос.
В последнее время в Карелии на дорогах стало больше порядка — многие водители боятся лишиться прав. Скажем, я стараюсь не пересекать сплошную полосу, даже если и близко нет камер: не хочу рисковать. Зато когда летом побывал с семьей в Крыму, удивился, как ездят на юге. Чтобы добраться до места, мы взяли такси и когда, проехав 250 км, выходили из машины, я сказал таксисту: «В Карелии за время только этой поездки у тебя бы уже раз пять отобрали права!»
Поборы на российских дорогах существуют, и это ни для кого не секрет. Сейчас, когда я езжу на машине грузоподъемностью всего две тонны, меня практически не останавливают — неинтересен. А раньше тормозили часто. Придраться же можно хоть к чему; к примеру, если на шинах разные протекторы. Что делаешь? При предъявлении документов суешь с них деньги, и тогда тебя пропускают. А вообще во всех ситуациях, когда знаешь, что ни в чем не виноват, надо держаться уверенно и спокойно, не давать слабины, тогда чаще всего услышишь: «Счастливого пути!»
Мне кажется, не стоит много лет работать дальнобойщиком, потому что потом возникают профессиональные заболевания. От напряжения глаз во время езды по ночам от света фар ухудшается зрение. От долгого пребывания в одной позе развивается шейный остеохондроз, начинают болеть ноги. Нередко самому приходится разгружаться, на что уходит много сил. Потому это все же мужская профессия, и женщин-дальнобойщиц я в Карелии не встречал, хотя, говорят, в Новосибирской области они есть.
Многие водители месяцами не бывают дома: колесят по стране. Это тяжело физически, к тому же, например, мне, тоскливо ездить в чужих краях. Ближе к дому как-то спокойнее. В кабине моей машины, как и у многих водителей, висит дорожная иконка с ликами трех святых. Суевериями я не страдаю, хотя перед рейсом стараюсь присесть и посмотреть в зеркало. Еще замечал: после того, как помоешь машину, приберешься в ней, она едет лучше. А в основном, конечно, все зависит от человека и его судьбы. Наш профессиональный праздник, День водителя, отмечается в последнее воскресенье октября, и я заранее желаю всем коллегам удачи на дорогах!