Парадигмы логистики
Понятие «парадигма» представляет собой комплекс научных установок, терминов и представлений, которые разделяет большинство членов научного сообщества. В отношении к логистике приняты четыре парадигмы, обусловленные четырьмя этапами ее эволюции:
- аналитическая;
- технологическая;
- маркетинговая;
- интегральная.
Эти парадигмы логистики послужили основой для формирования на Западе научных школ, логистических сообществ, исследовательских групп.
Аналитическая парадигма
Данная парадигма отражает классический подход к логистике, которая изначально считалась теоретической наукой, сфера деятельности которой охватывает управление материальными потоками в обращении и производстве. Вокруг аналитической парадигмы сконцентрированы исследования американских университетов, в которых логистику рассматривают, как важнейшую дисциплину.Основой аналитической парадигмы являются теоретические модели и методы экономической кибернетики, теории управления запасами, математической статистики и другие. Использование данной парадигмы связано с построением достаточно сложных математических и экономических моделей применительно к специфике решаемой задачи логистики. Исходной информации такие модели требуют в большом количестве, алгоритмы принятия решения разрабатываются сложные, а область применения чаще всего замыкается на внутрипроизводственном уровне.
Технологическая парадигма
Впервые эта парадигма появилась в 1960-х годах в связи с активным развитием информационных и компьютерных технологий. Философия этой парадигмы гласит: для управления материальным потоком объекта логистики можно сформулировать общую управленческую проблему и синтезировать для решения этой проблемы компьютерное обеспечение.Теоретической базой в данном случае является системный подход при моделировании и самих объектов логистики, и компьютерной поддержки для них. На данном уровне логистическое управление предусматривает автоматизацию тривиальных задач и при помощи компьютерной поддержки получение решения более сложных задач логистики. Задача автоматизации всего управления материальными потоками в данной парадигме не ставится. В результате получаемые логистические системы не являются гибкими и в условиях развития современной экономики не дают должного эффекта.
Маркетинговая парадигма
Данная парадигма начала применяться с 1980-х годов для синтеза фирменных систем логистики и применяется до сих пор. Модели, создаваемые в рамках данной парадигмы, ставят перед собой задачу выявления взаимоотношений между системой логистики и возможностями фирмы, причем в условиях жесткой конкуренции.Создаваемая система логистики нацелена на достижение стратегической цели фирмы – конкурентоспособности на рынке продукции, поэтому требует решения ряда маркетинговых задач – изучение рынка, прогнозирование спроса, оценка позиции фирмы на рынке и т.д. В качестве научной базы используются преимущественно социальные и экономические дисциплины, а математическую базу предоставляет теория вероятности и математическая статистика.
Модели, созданные на основе маркетинговой парадигмы, в определенной степени абстрактны, переменные величины не имеют численного выражения, так что простые аналитические решения получать затруднительно. Примером можно посчитать LRP-систему (Logistics Requirements Planning), контролирующую материальные потоки на входе, внутри и на выходе на уровне конкретной фирмы или территориально-производственного объединения. Систему эту еще называют Supply Chain Management System.
Интегральная парадигма
Большинство современных хозяйственных организаций в своей практической деятельности используют все три вышеприведенные парадигмы, комбинируя их в разной степени. Но за последнее время появилась и начала все шире распространяться совершенно новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей именует интегральной.По сути дела, данная парадигма представляет собой дальнейшее развитие парадигмы маркетинговой, при этом с учетом новых предпосылок современного этапа развития бизнеса. Этими предпосылками могут считаться следующие:
- в последнее время сформировалось новое представление о рынке и о логистике, как о стратегическом направлении в развитии на конкретной фирме конкурентоспособных возможностей;
- между логистическими партнерами возникают новые перспективы интеграции и оформляются новые организационные взаимоотношения и связи;
- технологические возможности предприятий изменяются радикальным образом, например, в направлении формирования гибких производств и внедрения новейших информационно-компьютерных технологических процессов, благодаря которым открываются новейшие горизонты управления и контроля во всех сферах производства продукции и ее обращения.
Примером интегрированной логистики можно считать концепцию TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством), JIT (just-in-time — точно в срок), использование интегрированных схем дистрибьюции и т.д.
Макрологистические структуры типа всемирных центров торговли используют при своем создании именно интегральную парадигму логистики.