Что такое 3pl логистика?
Еще пару десятилетий назад даже слова «логистика» многие просто не знали. Сейчас говорят уже о третьем поколении логистики, которое по-английски называется 3pl (Third Party Logistics), что переводится как «логистика третьей стороны». Что же это такое?
Три поколения логистики
Логистика 1pl – это логистика «одной стороны», при которой предприятие, производящее товар или владеющее им, своими силами выполняет все логистические операции: хранит на собственном складе, перевозит собственным транспортом.2pl логистика, «двухсторонняя логистика», это привлечение грузовладельцем подрядчиков для выполнения отдельных логистических операций. Он пользуется услугами грузоперевозчиков, арендует складские помещения, привлекает услуги таможенного брокера и т.д.
Что касается 3pl-логистики, то здесь вступают в действие компании, предлагающие выполнение полного комплекса логистических услуг. При этом они могут иметь собственные автопарки и складские комплексы, но могут и арендовать их у субподрядчиков, стараясь при этом выполнить все операции максимально эффективно и недорого. В понятие «логистики третьего поколения» включаются услуги по перегрузке товаров и другие услуги.
Чем хороша 3pl логистика
Можно сказать, что, используя принцип логистики третьего поколения, предприятие получает широкий ряд преимуществ:- не требуется тратить большие деньги на развитие собственной транспортно-складской инфраструктуры;
- не надо заниматься организацией логистики с заказом каждого отдельного этапа у другого подрядчика, не нужны собственные 2pl операторы, это также уменьшает затраты;
- гарантируется качество выполнения работ в сравнении с заказом услуг в разных компаниях;
- время, затрачиваемое на выполнение логистических операций, сокращается;
- работу единственного подрядчика проще контролировать.
По сути, для компании-заказчика это означает аутсорсинг: серьезное направление собственной деятельности передается в другие руки, а высвобождающиеся ресурсы – людские, временные, финансовые – направляются на развитие основных видов деятельности.
Кто занимается логистикой третьего поколения
Логистические компании редко создаются «с нуля» — они развиваются из ранее существовавших предприятий логистической направленности, когда к одному из профилей просто добавляются новые сервисы. Самостоятельный 3pl оператор может быть в прошлом логистическим подразделением обычной фирмы. Чаще всего в основе создания крупных логистических компаний, относящихся к третьему поколению, могут быть:- компании-перевозчики, владельцы автопарка, оказывающие услуги по перевозке товаров;
- компании-владельцы складских комплексов, ранее оказывавшие только услуги по хранению товаров;
- компании, занимавшиеся брокерскими, таможенными, экспедиторскими услугами;
- в самостоятельные компании могут перерасти логистические подразделения дистрибьюторских компаний или компаний, занимающихся розничной торговлей.
В каждом случае развитие компании следует своим путем, с освоением новых направлений работы и с привлечением новых клиентов.
Логистический оператор 3pl для того, чтобы в полной мере выполнять все требуемые услуги и осуществлять действительно комплексное обслуживание, должен обладать возможностями для действительно качественной работы во всех направлениях:
- иметь собственные или арендованные склады с хорошей технической оснащенностью и с возможностью хранения разнородных групп товаров, при этом желательно иметь запас свободных площадей;
- обладать разветвленной транспортной сетью, не замкнутой не перевозках в пределах одной области;
- уметь быстро и качественно выполнять такие сопутствующие операции, как оприходование единицы транспорта, отработка заявки на отгрузку за минимальное время и т.д.;
- предлагать свои услуги недорого, что увеличит конкурентоспособность на рынке логистики.