Каботажные перевозки
Изначально определение, что такое каботажные перевозки, относилось исключительно к морскому транспорту и обозначало перевозку
грузов из одного порта в другой в пределах данной страны. Специальный каботажный флот, которые имеют многие страны,
основан на относительно небольших судах, которые путешествуют невдалеке от берегов, не выходят в открытое море и готовы в любой момент спрятаться от непогоды в ближайшей базе.
Данное определение в большей степени относится к технической и организационной стороне вопроса: если каботажный флот страна имеет, и порты способны быстро загрузить и разгрузить судно, на подобные перевозки может быть спрос в случае:
- когда перевозка между начальным и конечным пунктами морским путем выгоднее экономически, чем использование автомобильного или железнодорожного транспорта;
- когда к пунктам, расположенным вдоль побережья, нет возможности проложить наземные виды дорог. Пример – снабжение крупного заполярного города Норильска осуществляется каботажными судами из портов Белого моря (Архангельск, прежде всего), так как к Норильску не ведут ни железнодорожные, ни автомобильные дороги.
Правовая сторона каботажного плавания
Защита прав каботажного флота собственной страны часто вызывает введение запрета на каботажные перевозки с использованием иностранных судов. В России подобные ограничения были введены еще в 1784 году для сообщения между портами Черного моря. И на сегодняшний день выполнение перевозок между российскими портами имеют право осуществлять только корабли под российскими флагами. Впрочем, закон допускает исключения: в случае необходимости срочной перевозки и отсутствия возможности использовать для этого российские суда допускается использовать для каботажного плавания иностранные суда на основании разрешения Минтранса РФ и без посещения портов, закрытых для захода иностранных судов. Осуществление таких перевозок регламентируется также рядом таможенных правил.
Каботажные автоперевозки
В эпоху глобализации, когда автомобильными международными перевозками охвачен если не весь земной шар, то уж точно все европейские страны, понятие «каботажные перевозки грузов» пришло и в сферу
автомобильного транспорта. В данном случае это означает, что на территории одной страны осуществляет внутреннюю перевозку грузов
транспортная компания из другого государства. Большинство стран мира запрещает каботажные автоперевозки в стремлении защитить интересы собственных транспортников. Россия также имеет подобный запрет. Поэтому если грузовой автомобиль завозит в Россию из Прибалтики груз и, разгрузив часть его невдалеке от границы, отправляется с остальным грузом вглубь страны, то эта часть маршрута считается незаконной: по закону, в первой точке разгрузки груз должен быть перегружен на транспортные средства российской компании. С одной стороны, это благотворно сказывается на загрузке российских перевозчиков, но, с другой стороны, затягивает время доставки груза и может спровоцировать его порчу.
Каботажные авиаперевозки
Свободные полеты через любые границы иногда оказываются не такими уж свободными. Есть страны, которые ограничивают перелеты с посадкой на своей территории или перелеты иностранных самолетов между своими аэропортами. Есть страны, в которых никаких запретов не существует. В России запреты есть, и они часто только тормозят развитие авиации, хотя должны бы защищать ее. На покупку и регистрацию в России иностранной модели самолета предусмотрены такие налоги, что и покупать не захочется. Защита отечественного производителя? Но ведь то, что выпускают в России, по своим техническим параметрам в Европу просто не пустят. Вариантов обойти эти правила есть много: самолет покупают, регистрируют в другой стране и, по сути, занимаются каботажными перевозками, которые формально запрещены.
Автор: Артём Богданов