Грузовики с манипуляторами
Для того, чтобы использовать грузовой автомобиль для транспортирования грузов, его надо сначала этим грузом загрузить. В условиях промышленного предприятия или крупного склада обычно достаточно различных грузоподъемных механизмов, но если речь идет о снабжении, например, строящихся объектов, то без услуг автокрана не обойтись, а, значит, придется отправлять в поездку сразу две единицы автотранспорта.
Для подобных ситуаций очень удобное и выгодное решение – грузовик с краном-манипулятором, который способен сам себя загрузить и разгрузить.
Конструктивное решение
Предназначенный для установки на грузовик манипулятор обычно устанавливается на раму автомобиля между кабиной и кузовом. Он представляет собой вертикальную колонну, вокруг которой может поворачиваться крановая стрела, локтевой или телескопической конструкции. Стрела может подниматься на определенную высоту, а телескопическая – выдвигаться: это позволяет поднимать груз с земли на достаточно большом расстоянии от оси крана. Для самого подъема используется лебедка, хотя есть конструкции, у которых крюк крепится на конце стрелы: оба способа имеют свои преимущества и недостатки.Привод для всех перемещений крана обычно гидравлический – от основного двигателя автомобиля приводится в действие компрессор, создающий давление в гидравлической системе, от которого и работают все системы крана – поворот и подъем стрелы, ее выдвижение и подъем груза. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ автомобиль выпускает дополнительные опоры, увеличивающие установочную площадь и обеспечивающие устойчивость. Привод этих опор также чаще всего – гидравлический, и только для малых манипуляторов может быть ручным.
Управлять работой манипулятора можно как с пульта, расположенного возле колонны, так и дистанционно, с помощью радиоуправления.
Кроме того, что грузовик с манипулятором может разгрузиться буквально в поле, он удобен и в тесных условиях городских дворов и узких улиц: конструкция крановой стрелы позволяет поднять груз из-за забора, опустить его на дно котлована, а телескопический кран позволяет подавать груз в помещение через оконный проем.
Технические характеристики
По своим техническим характеристикам манипуляторы настолько же разнообразны, как и сами грузовики, для которых они предназначены. Вот, например, один из самых маленьких – FASSI серии «Микро», его можно установить на нашу бортовую «Газель». При вылете стрелы он может поднять груз 990 кг, при вылете 2,1 м – 740 кг. Или итальянский манипулятор РМ3622 – на минимальном вылете 2,9 метра способен поднять 990 кг, а на максимальном, 6,05 метра – поднимает 465 кг.Если взять противоположную по этой классификации сторону, то к тяжелым кранам можно отнести Effer 955 8S JIB 6S производства российского завода РусКомТранс. Он рассчитан на автомобиль MAN TGS, поднимает 16 тонн при вылете 5 метров и 3 тонны на 20-метровом вылете. Ну, а один из рекордных – грузовик с краном производства австрийской компании Palfinger. Он может поднимать до 60 тонн груза, а вылет с удлинителем достигает 49 метров.
Универсальность
Само объединение крана с грузовиком – это уже отличный пример высокой функциональности: одно и то же шасси используется и для перевозки грузов, и для их погрузки и разгрузки. Но стремления разработчиков к дальнейшему росту функциональности привели к тому, что краны-манипуляторы приобрели дополнительные способности.Например, на конце телескопической стрелы такого крана оказалось к месту установить люльку для высотных работ. Размер и грузоподъемность такой люльки невелики, так что два человека получают возможность выполнять различные работы на предельной для крана высоте.
Довольно легко вместо обычного крюка установить специальный захват для конкретного груза, который поднимать на стропах неудобно. Например – для металлических бочек ставится захват с гидравлическим приводом, специально рассчитанный на диаметр бочек. Причем замена одного приспособления на другое не потребует длительного времени.
Имеется возможность на стрелу манипулятора установить и бур для получения в земле отверстий. Так что можно загрузить в грузовик несколько бетонных столбов для электропередачи, выехать к месту монтажа линии электропередач, просверлить отверстия в земле, поднять столбы из кузова, опустить их в просверленные отверстия, а затем поднять к установленному столбу рабочих для выполнения электромонтажных работ. И все это – силами одного грузового автомобиля, оборудованного манипулятором. Просто удивительный пример максимальной функциональности!