Мечты Прибалтики рухнули: торговать с Китаем в обход России не получится
В конце апреля в эстонском Министерстве экономики и коммуникаций прошло заседание государственной транзитной комиссии. В условиях сокращения перевозок российских грузов через Прибалтику все три республики ищут пути выхода из кризиса, но все они так или иначе завязаны на нашу страну и требуют пересмотра отношения к России.
В Эстонии ситуация хуже всего, поскольку российский транзит через эту страну начал сокращаться ещё десять лет назад после т.н. «бронзовой ночи», когда на главной площади Таллинна был демонтирован памятник советскому солдату. По мнению аналитиков, даже если власти страны откажутся от антироссийской риторики, то вернуть российские грузы в эстонские порты будет уже невозможно.
Другим крупным отправителем и получателем грузов является Китай. Вот за китайский транзит в Прибалтике развернулась нешуточная борьба. Тут нужно учесть, что китайцы раньше как-то справлялись без Эстонии и Латвии с Литвой, и у них есть уже налаженные транспортные коридоры. Всем трём странам нужно предложить Китаю что-то существенное, чтобы поезда из Поднебесной завернули к ним.
Глава компании Tallship Сергей Камоза после заседания транзитной комиссии объяснил, почему намерение министра экономики и коммуникаций Кадри Симсон привлечь китайские грузы в эстонские порты останется несбыточной мечтой. Дело в том, что маршрут из Китая в Южную и Центральную Европу проходит через регион Чёрного моря, т.е. через Румынию и Болгарию.
Путь в Северную Европу из Поднебесной ориентирован на порты Финляндии, Швеции и Норвегии. Поезда идут через Россию прямо в Осло, Котку и Гётерборг, а там перегружаются на контейнеровозы и развозятся по северным европейским портам. Эстония остаётся в стороне, а у грузоперевозчиков нет никаких причин менять привычные маршруты.
Сергей Камоза считает, что главным направлением для Эстонии должна стать Россия, независимо от того, идёт ли речь о российских или китайских грузах. Но что может предложить Эстония России, которая развивает собственную транспортную инфраструктуру и собственные транзитные хабы? Это означает, что китайские грузы и дальше будут идти мимо Эстонии.
Бизнесмен отметил, что он приветствует любые действия политиков связанные с логистикой и транспортом. Его, например, очень порадовала встреча представителей эстонского и российского правительств на недавней выставке «ТрансРоссия-2017» в Москве, но эйфории от этого факта он не испытывает. За десять лет Эстония растеряла почти всё, что имела в этой сфере, и вряд ли когда-нибудь вернёт упущенное.