Особенности хлебной логистики
Хлеб (ХБИ) — продукт скоропортящийся. Поэтому очень важно для логиста правильно спрогнозировать объем выпускаемой продукции. Как правило, хлеб выпекается ночью, и доставка этой же партии происходит рано утром. Чтобы разместить заказ на производстве, нужно точно рассчитать нужный объем выпекаемого хлеба.
Еще одна важная задача, которая стоит перед логистом на хлебозаводе, – это уменьшение упущенной выгоды и увеличение реальной — т.е. оптимизация всего логистического процесса. Нужно работать над уменьшением количества возвратов и стремиться к максимальной загрузке мощностей завода.
Использование самовывоза
Если продукции произведено больше, чем требуется, то возникает вопрос: как ее быстро продать? Невостребованный хлеб можно реализовывать «за наличку» на регулярной основе. При этом рекомендуется использовать самовывоз, когда, скажем, в 7 утра на хлебозавод приезжают «ИП-эшники» и забирают остатки от обычных отгрузок.Для остальных случаев выгоднее использовать централизованную доставку.
Прогнозирование объемов
Прогнозирование объемов производства — это важная задача, которая стоит перед логистом хлебозавода. Следует учитывать дни недели, сезоны, праздники, погодные факторы, а также общие тенденции рынка.Причины возвратов
Работа по уменьшению возврата скоропортящейся продукции должна занимать важное место в списке должностных обязанностей логиста хлебозавода. Необходимо систематизировать причины возврата и выявить рычаги влияния на них. Магазины возвращают «черствяк» по причине закончившегося срока годности. Часть продукции может быть возвращена, так и не попав, по каким-то причинам, на прилавок.Причин возврата может быть десятки – от недобросовестного персонала магазинов, которые неточно указывают требуемые объемы, до возвратов из-за ошибок и приписок операторов и торговых представителей. Вот наиболее полный список причин.
- Преувеличенный объем заказа
- Истекший срок годности
- Слишком долгий процесс приемки в магазин
- Несвоевременная выкладка в торговый зал
- Непривлекательная упаковка
- Неизвестная торговая марка
- Некачественный товар
- Наличие конкурентных товаров
- Слишком поздняя подача задания на производство
- Слишком поздняя передача товара экспедиторам
- Поздняя доставка товара в магазин
- Потеря товарного вида при перевозке
- Сезонное или другое уменьшение спроса на продукцию
- Неграмотная раскладка товаров на прилавке, товар не заметен покупателям
«Вечерний хлеб»
Переймите опыт других хлебозаводов, которые наладили реализацию возвращенной продукции. Они установили на проходной завода киоск под вывеской «Вечерний хлеб». Малообеспеченные покупатели с удовольствием приобретут еще не черствый хлеб по себестоимости и со скидками. Распространять возвращенную продукцию можно и через другие сети: магазины для малоимущих, а после срока годности — среди фермеров, или займитесь благотворительностью.Как уменьшить возвраты?
Основные рычаги воздействия на объем возврата заключаются в следующем.- Снижение: времени доставки продукции, время простоя перед разгрузкой, время приемки и перемещения в торговый зал.
- Увеличение: спроса на ХБИ посредством рекламы, консультантов, акций, высокого качества.
Следует ежедневно отслеживать динамику отправок и возвратов продукции. Обращайте внимание на торговые точки, которые регулярно делают завышенные заказы. Программа 1С поможет проанализировать частоту, объем и изменение числа возвратов по клиентам.