Всегда виновен перевозчик? Досмотр контейнеров на границе
Пока перевозчик в пути и не передал груз получателю, всю ответственность за груз несет транспортник. Таможня, если обнаруживает несоответствие информации, указанной в бумагах, с реальными параметрами груза, предъявляет претензии именно перевозчику. Все штрафные санкции за нарушения таможенного законодательства РФ несет исключительно перевозчик. Единственное право перевозчика в такой нежелательной ситуации — это написать отказное письмо от груза. Все остальные участники процесса таможню интересуют мало.
Многим перевозчикам такой расклад кажется несправедливым. Подобного рода прецеденты зачастую водители стараются решать деньгами на месте. Неоднократно они обращались в АСМАП для того, чтобы вынести на обсуждение этот вопрос с представителями руководства ГТК.
Но таможня аргументирует свой принцип работы следующим: огромное количество фирм-однодневок, на которые оформляются импортные товары, а также возможный сговор перевозчика с заказчиком в провозе контрабандного товара.
Что в такой ситуации делать перевозчику? Как подстраховаться, если он получил опломбированный контейнер?
Во-первых, даже если вы доверяете отправителю, нелишне самому убедиться в правильности веса груза, ведь никто не застрахован от случайных ошибок. Бывает, на складе просто путают контейнеры.
При получении груза в опломбированном контейнере, когда нет возможности проверить достоверность информации о товаре, перевозчик должен внести в товарно-транспортные документы соответствующие обоснованные оговорки. (Об этом сказано в (п. 2 ст. 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г., ст. 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.) Если в CMR имеется запись «контейнер принят к перевозке под пломбой отправителя без пересчета грузовых мест», таможня на границе назначает досмотр такого контейнера. Даже если таможня находит нарушения, наличие записей в графе 18 CMR снимает с перевозчика вину перед таможенным законодательством РФ.