Лучше стоять, чем платить
В Вышнем Волочке снова пробки, от которых, казалось, город избавился навсегда. Проблемы начались с конца сентября – именно тогда скоростной участок М-11, по которому можно было объехать Волочек, закрылся для бесплатного проезда. Новые тарифы оказались гигантскими, и особенно для водителей большегрузов. Последние чаще предпочитают стоять в пробке, чем выкладывать 920 рублей за 72 километра платной магистрали. Именно водителей фур многие винят в дневном параличе Вышнего Волочка.
Напомним, что в ноябре 2014-го ГК «Автодор» запустила первый участок скоростной дороги М-11 в обход Вышнего Волочка. Объезд открывали с помпой: губернатор Андрей Шевелев, депутат Госдумы Владимир Васильев, министр транспорта Максим Соколов много говорили о перспективах разгрузки города, об экономическом развитии платного участка и зонах отдыха для водителей.
На 72 километра 4-полосной дороги категории 1А было потрачено около 50 млрд рублей. Но даже такую сумму можно простить за качественное покрытие и скорость в 150 км/ч. Да и тарифы, анонсируемые вначале, казались адекватными: сам Максим Соколов говорил журналистам, что тариф за километр для легковых автомобилей составит 1,2 рубля. Ему вторил и глава «Автодора» Сергей Кельбах, заявляя, что средневзвешенный тариф на обходе Вышнего Волочка составит 1 руб. за 1 км.
Но уже в августе этого года в СМИ и на официальных сайтах появилась информация о новых ценах. Для легковушек тариф за дневной объезд Вышнего Волочка обещали в 3,2 рубля за километр в дневное время. Водителям фур пришлось бы раскошелиться по более высокой ставке в 12,7 рубля. Конечно, концессионеры хотят как можно скорее окупить трассу М-11. Однако водители чувствуют текущую экономическую ситуацию гораздо острее и выбирают бесплатные дороги.
Ровно такая же ситуация и на других участках М-11, например, в Подмосковье на участке МКАД – Шереметьево – Зеленоград – Солнечногорск планируется средняя стоимость километра в 7 рублей. Для ежедневных маятниковых поездок в Москву большинство предпочтет экономить. Каждый день по платному участку могут кататься лишь те, кто не считает деньги, но дорожит временем.
Платный участок близ Волочка по-настоящему загружен два дня в неделю: в пятницу и воскресенье. Именно в эти дни на платных терминалах автодороги стали появляться очереди, особенно в пятницу вечером, и если тарифы скинут до оптимального уровня, то не исключено, что и на новой скоростной трассе возникнут нешуточные пробки.
Город снова задыхается
Если для легкового авто еще можно наскрести приемлемую сумму, то для большегрузов тариф оказался гиперчувствительным. И похоже, что эксперты, прогнозировавшие потенциальный поток авто, оказались оторванными от жизненных реалий и просчитались. Они надеялись, что транспортные компании будут платить за свои автопоезда, но не учли банальных вещей: из-за стагнации экономики страны автоматически сокращается объем грузовых перевозок. Тучные времена закончились, и многие транспортные компании затянули пояса. «Караван» пообщался с водителями автобусов и фур и выяснил, почему сегодня выгоднее стоять, чем ехать.Водитель экскурсионного автобуса Альберт долгое время работал на автопоезде и перевозил грузы в Финляндию, поэтому участок трассы в Вышнем Волочке знает не понаслышке.
– Сегодня турфирмы закладывают проезд по платным автодорогам в стоимость экскурсионных путевок. Таким образом, за проезд платят пассажиры. В грузовых компаниях все по-другому. В некоторых фирмах из-за кризиса водителей отправляют по старой дороге в приказном порядке. Те, кто работает на себя, стремятся сэкономить лишнюю копейку, фрахты низкие, денег на топливо не хватает… Из-за этого приходится стоять в пробке. Местные жители, естественно, недовольны – подрезают фуры, лезут драться. Но есть и водители, которые не едут по платной дороге, даже если фирма ее оплачивает. Фактически они отмывают деньги с помощью липовых чеков. Такие дальнобойщики продолжат ездить через Волочек, пока проезд по М-11 не подешевеет до грошей или вовсе не станет бесплатным. «Чекисты» (фирмы продающие, чеки. – Прим. авт.) заполонили трассу, и почти в каждом населенном пункте можно купить любой чек за 30 рублей.
– Мы ездим по платной дороге, работаем на себя, и нам не нужна давка. Лучше заплатить, – говорят водители Юрий и Евгений. – Но в целом стоимость явно завышена, рублей 500 еще туда-сюда, но косарь – дороговато, – считают дальнобойщики.
– Цена высокая, но я не заморачиваюсь – за все платит компания, – говорит Владимир из «Деловых линий».
– Фирма не платит, поэтому приходится стоять в пробке. Нынешний тариф неадекватен, – уверен Илья из «Траско».
Федеральная трасса М-10 проходит через центр Вышнего Волочка и там сужается. К тому же на пересечении с Казанским проспектом стоит единственный в городе светофор. Он заставляет автомобилистов стоять еще дольше. Помните бородатый анекдот: «Вышний Волочек имеет один светофор, а этот светофор имеет всю Россию».
Евгений, водитель междугороднего автобуса, живет в Вышнем Волочке, но возит пассажиров в Тверь и в Удомлю. Он стоит в гигантских пробках и на автобусе, и на легковом автомобиле: – Затор начинается с 15.00 и длится примерно до 20.00.
Фура на фуре, город снова задыхается. Когда М-11 открыли для тестирования, все вздохнули с облегчением, но стоило лишь активировать плату за проезд, как тут же все повторилось. Фуры забивают центральную магистраль, легковушки пытаются объехать пробку по параллельным улицам, а в результате тоже встают. Центр города – как непреступная крепость. Забрать ребенка из садика – это минимум 40 минут. На легковой по обочине особо не проедешь – кругом камеры и полиция. Единственный выход – снижать цену за проезд, иначе этот бардак не закончится.