Галопом по Европам
29 августа в России отметили День дальнобойщика. Сегодняшний рассказ — об одном из них. За последние 25 лет калининградский дальнобойщик Вацлав Станулевич объехал на фуре пол-России и почти всю Европу. Не обошлось без приключений, хотя сам он утверждает, что «90% историй о работе дальнобойщиков — сказки». Вацлав не пьёт, не курит, матом не ругается, всегда в наглаженной рубашке, знает польский и немецкий.
Он возит грузы по России и Европе уже 25 лет. Когда искали надёжных людей, которые доставят декорации к «Голосящему КиВиНу» через латвийскую границу без приключений, выбор пал на него («Голосящий КиВи? Н» — это ежегодный музыкальный фестиваль команд КВН, проводившийся в Юрмале (до 2014 года), а в настоящее время в г. Светлогорске Калининградской области (с 2015 года). Проводится компанией АМиК в рамках сезона Высшей лиги КВН. Ведущий — Александр Васильевич Масляков).
Накануне Дня дальнобойщика водитель ответил журналисту «Аргументов и фактов» на несколько вопросов. Чьи таможенники самые въедливые? Как сейчас в Европе встречают машины с российскими номерами? И почему исчезли очереди на границе?
— Как прошла доставка декораций для «Голосящего КиВиНа»?
Вацлав Станулевич: — Надо было ехать через Латвию. Учитывая, что фестиваль мы у них увели, можно было застрять на таможне надолго. Когда латыши начали досмотр, открыли машину — видят надписи. Спрашивают: «КВН? Светлогорск?». Мы думали, ну, вот, сейчас начнётся. Но люди попались адекватные. Через три часа отпустили. Свою границу проскочили за пять минут. Обычно бывает наоборот: сложнее пройти нашу таможню.
Если, например, с польской стороны оформление занимает 15 минут, у нас — в два-три раза дольше. Всё заполняют в электронном виде, потом на бумажках.
— Говорят, у вас не работа, а сплошные приключения. Хватит на детективный сериал…
— 90% историй о работе дальнобойщиков — сказки. Однажды пытался посмотреть сериал про нас — сплошная романтика и ложь. На самом деле перевозки — серьёзная работа: нужно знать не только правила дорожного движения, но и таможенное законодательство соседних стран, массу нюансов. Хотя от криминала никто не застрахован. С нашими водителями был случай в Германии: встали на ночёвку, а утром просыпаются — голова тяжёлая, деньги исчезли. Вызвали полицию. Оказалось, ночью в кабину запустили газ, и, пока наши были в отключке, их обокрали. Коллеги были не первые, кого ограбили на той стоянке таким способом. Было дело, когда водителя обманули итальянские цыгане: продали ноутбук, а потом оказалось, что в сумке — бумажки.
Кстати, разговоры о братстве дальнобойщиков — не вымысел. Без него — никуда. Как-то у водителя из Смоленска на стоянке в ФРГ украли барсетку с документами. Его подобрал коллега из нашей фирмы. Мы всегда на связи: россияне, белорусы, украинцы — на одной волне. Он спросил, с кем парню по пути. Передавали его, как эстафету, до места назначения.
— Что за границей про нас рассказывают, как принимают?
— В Германии и Польше — неувядающая тема «аннексия Крыма». Рассказывают, крымчане недовольны присоединением к РФ. В Германии долго обсуждали отношения Путина и Кабаевой. История была на первых полосах газет. Некоторые местные жители прямо подходят с вопросом: довольны ли мы своим Президентом? И по лицу видно, что хотят услышать что-то плохое. Но многие немцы, увидев российские номера, наоборот, показывают: мол, Путин — хорошо. У их СМИ Путин вообще — одна из любимых тем. Одни его рисуют монстром, другие — супергероем.
— Куда был ваш первый заграничный рейс?
— Фирма, в которой я работал в начале 1990, собирала здесь насосы. Комплектующие для них возили из РФ, Белоруссии и Литвы. Тогда в стране были сложные времена, а здесь платили оклад 850 марок. Кто ездил по России в те времена, тому уже ничего не страшно. Тогда в государстве не было ни дорог толком, ни указателей. Процветал рэкет. К примеру, встанешь на ночёвку в каком-нибудь городке. Ночью стучат в кабину. Открываешь — там парни спортивного сложения, объявляют, что стоянка платная. И приходилось платить. Оборудованных стоянок с охраной было мало.
Первый загранрейс у меня был в Польшу. Проблем никаких, ведь польский для меня — родной. Родители — поляки. Кроме того, в начале 90-х там к россиянам относились очень хорошо, даже полиция. Если за что-то останавливали, не придирались — слегка пожурят и отпустят. С тех пор я объехал практически всю Европу.
— Что изменилось с тех пор?
— Отношение к нам изменилось. Может, из-за политики. Большинство людей — здравомыслящие, но попадаются неадекватные. Считают, русские виноваты во всём. Три месяца назад меня в Польше остановил полицейский и начал упрекать: мол, вы нас хотите завоевать, санкциями обложили. Штрафа не выписал. Выдал мне эту тираду, вернул паспорт и отпустил.
В РФ сделали почти все федеральные трассы. Но в глубинке всё по-старому. В Тверской области, где я был зимой, вместо дорог — одни ямы. Местами проехать невозможно, и таблички: «Аварийноопасный участок дороги» в десятки километров. В облцентрах большой России можно встретить целые улицы деревянных домов с покосившимися заборами.
В нашей области исчезли очереди на границе, после того как открыли второй пункт пропуска на Гжехотки. Почти не изменились направления грузов. От нас как везли, так и везут в основном торф и лес. А к нам — всё остальное. Я, кстати, покупаю одежду и обувь для семьи за границей, потому что разница в цене сейчас доходит до 50% и, судя по всему, будет увеличиваться…
— Как родные относятся к длительным рейсам?
— Первые лет пять жене Анне было тяжело отпускать меня. Созванивались каждые пять минут. Счета за роуминг приходили астрономические, но потом привыкла. Да я и сам не люблю оставлять семью. Некоторые водители рады из дома уехать надолго. А я наоборот — хочу быстрее вернуться. По пути никуда не сворачиваю. Приключений не ищу. У меня трое детей. Сыновьям — 27 и 7 лет, дочке — 5. Жена — юрист, работала раньше у нас же. Говорит, много положительного слышала обо мне ещё до знакомства. Отмечали День работника автотранспорта, подвёз до дома, так как было по пути. И вот нам уже 10 лет «по пути». В этом году — на юбилей — решили обвенчаться.