Автомобильные грузоперевозки: тише некуда
Одними из самых пострадавших от российских санкций и падающего курса рубля оказались автомобильные грузоперевозчики. Спрос на услуги транспортных компаний со стороны участников ВЭД резко упал из-за сокращения объемов экспорта и импорта многих товаров. Также у перевозчиков наблюдается рекордный рост издержек. О том, насколько туго сегодня приходится отрасли, свидетельствует и официальная статистика.
Снижение показателей развития автотранспортной отрасли прогнозировалось уже в конце 2014 года, когда стало очевидно, что из-за осложнения международных отношений, санкций и девальвации рубля внешняя торговля России, образно выражаясь, из черепахи превратится в спящую черепаху.
Но беда в том, что и без перечисленных факторов в экономике России наметились и другие тренды – сокращение производства в обрабатывающей промышленности, падающий спрос на услуги и уменьшение реальных располагаемых доходов населения страны – это уже результат отнюдь не связанный с поведением руководства страны на внешнеполитической арене и отношением со стороны зарубежных властей.
В совокупности экономические внутренние проблемы, экономические глобальные и экономические специальные, созданные политической волей, проблемы не оставили ни малейшего сомнения в том, что в 2015 году транспортная отрасль уже точно не выйдет на уровень прошлого года.
При этом уже тогда предполагалось, что снижение на автомобильном транспорте будет самым значительным (-2,7%).
Итоги первого полугодия показали, что в целом прогноз оказался верен, вот только с масштабами падения чиновники все же просчитались — объем грузоперевозок упал на целых 13,1% до 2186,4 млн тонн перевезенных грузов.
Снижение наблюдалось ежемесячно на протяжении двух кварталов года и затронуло практически все фирмы отрасли. Количество грузов, перевезенных крупными и средними предприятиями, упало на 9%, не говоря уже о маленьких фирмах, многие из которых и вовсе прекратили свою работу.
В 2015 году проблемы начались у грузообразующих отраслей – сократился импорт продуктов питания, продукции химической промышленности и различной техники. Это привело к сильнейшему за последние годы спаду в международных автомобильных перевозках. Санкции и введенное продовольственное эмбарго сократило грузовые перевозки между странами Европейского союза и Россией (количество перевезенных грузов из ЕС в РФ за семь месяцев упало на 36%).
Автоперевозчики столкнулись и с другой проблемой – ростом затрат. Во-первых, с 1 января 2015 года изменился порядок уплаты НДС, согласно которому налог теперь необходимо платить в полном объеме. Ранее большинство малых и средних фирм работали, используя ЕНВД или УСН, но при этом продавали услуги с НДС через фирмы однодневки, и, тем самым, платили меньше налогов. Теперь же с учетом изменений в законодательстве старая схема не работает. На практике это приводит к росту затрат на 10%. Во-вторых, в 2015 году в соответствии с Приказом Министерства транспорта от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» стал проводиться четвертый этап внедрения данных устройств на грузовые автомобили. Стоит этот прибор в среднем 35-50 тысяч рублей, его техническое обслуживание стоит дополнительно.
Кроме того, в среднем по регионам в полтора раза выросли тарифы на ОСАГО, а также увеличились и некоторые другие затраты, связанные с проездом по платным магистралям, а также получением пропусков на МКАД и КАД Санкт-Петербурга.
Наконец, большая часть в расходах автоперевозчиков завязана на динамике курса валют, инфляция внутри страны привела к увеличению расходов на ремонт и обслуживание техники, а возросший курс доллара к росту платежей по кредитам и расходам по лизингу транспортных средств.
Свою лепту в рост затрат внесли и цены на топливо. В совокупности затраты автоперевозчиков в среднем выросли на 20-30%. Это напрямую должно было повлиять и на рост тарифов, в начале 2015 года даже прогнозировалось, что они увеличатся на 15-20%. Но статистика свидетельствует о том, что тарифы за полгода изменились незначительно, на автомобильном транспорте они выросли только на 2,1% по сравнению с первой половиной 2014 года.
Изменение тарифов было незначительным, потому что спрос на перевозку грузов автомобильным транспортом и так упал. При этом конкурировать с автотранспортными компаниями стран Европы отечественному бизнесу тяжело. Многие фирмы предпочитают выбирать именно зарубежного автоперевозчика, часто их тарифы ниже, а предлагаемый сервис и логистика заметно выигрывают в сравнении с отечественными. Российские компании вынуждены не повышать тарифы и тем самым поддерживать спрос, теряя прибыль.
Из-за спада внешнеторговой деятельности России и снижением надёжности российских компаний как бизнес-партнёров в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией, иностранные участники ВЭД перестают пользоваться услугами перевозчиков из России. Так, в первом квартале экспорт транспортных услуг упал на 24%, а импорт на 16%. Ещё хуже обстоят дела в предоставлении вспомогательных и дополнительных транспортных услуг (к примеру, хранение или погрузка) — их экспорт снизился на 53%, а импорт на 41%.
Кроме того, перевозчикам пришлось заметно изменить и географию поставок. Ранее многие грузы из России везли транзитом через Украину в страны Европы и обратно, особой популярностью пользовались и украинские порты. Из стран Европы помимо продовольствия везли одежду, цветы, различные товары легкой промышленности, технику. Из-за санкций и конфликта с Украиной прежние маршруты стали не востребованы. Отчасти транспорт переориентировался на перевозки по России, отчасти — на страны Средней Азии. Помимо усилий по разработке новых логистических схем, компании отмечают и рост затрат на дополнительный расход топлива в связи с увеличением расстояний перевозок.
Предприятия всего транспортного комплекса показали отрицательный результат прибыли, она стала вполовину меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В отрасли сократилось число компаний, в июне прошлого года всего было зарегистрировано 553 крупные и средние организации — сейчас 522. Из них только 54% организаций получили в первом полугодии прибыль (в прошлом году было 65%). Остальные компании пока работают в минус, и их убытки при этом возросли на 12,1%.
В России на 4,7% сократилась численность работников, занятых в грузовых автоперевозках (среднесписочная численность стала составлять немногим более 259 тысяч человек), а рост заработной платы был самым низким по сравнению с другими видами транспорта (+2,1%, в то время как в среднем по транспортному комплексу она увеличилась на 5,4%). Государство не планирует дополнительно поддерживать автоперевозчиков в условиях кризиса. В данном случае исправить положение может лишь рост экспорта или импорта товаров и восстановление объемов торговли со странами Европы.