1
6 октября 2015

Автомобильные грузоперевозки: тише некуда



Одними из самых пострадавших от российских санкций и падающего курса рубля оказались автомобильные грузоперевозчики. Спрос на услуги транспортных компаний со стороны участников ВЭД резко упал из-за сокращения объемов экспорта и импорта многих товаров. Также у перевозчиков наблюдается рекордный рост издержек. О том, насколько туго сегодня приходится отрасли, свидетельствует и официальная статистика.

Снижение показателей развития автотранспортной отрасли прогнозировалось уже в конце 2014 года, когда стало очевидно, что из-за осложнения международных отношений, санкций и девальвации рубля внешняя торговля России, образно выражаясь, из черепахи превратится в спящую черепаху.

Но беда в том, что и без перечисленных факторов в экономике России наметились и другие тренды – сокращение производства в обрабатывающей промышленности, падающий спрос на услуги и уменьшение реальных располагаемых доходов населения страны – это уже результат отнюдь не связанный с поведением руководства страны на внешнеполитической арене и отношением со стороны зарубежных властей.

В совокупности экономические внутренние проблемы, экономические глобальные и экономические специальные, созданные политической волей, проблемы не оставили ни малейшего сомнения в том, что в 2015 году транспортная отрасль уже точно не выйдет на уровень прошлого года.

При этом уже тогда предполагалось, что снижение на автомобильном транспорте будет самым значительным (-2,7%).

Итоги первого полугодия показали, что в целом прогноз оказался верен, вот только с масштабами падения чиновники все же просчитались — объем грузоперевозок упал на целых 13,1% до 2186,4 млн тонн перевезенных грузов.



Снижение наблюдалось ежемесячно на протяжении двух кварталов года и затронуло практически все фирмы отрасли. Количество грузов, перевезенных крупными и средними предприятиями, упало на 9%, не говоря уже о маленьких фирмах, многие из которых и вовсе прекратили свою работу.



В 2015 году проблемы начались у грузообразующих отраслей – сократился импорт продуктов питания, продукции химической промышленности и различной техники. Это привело к сильнейшему за последние годы спаду в международных автомобильных перевозках. Санкции и введенное продовольственное эмбарго сократило грузовые перевозки между странами Европейского союза и Россией (количество перевезенных грузов из ЕС в РФ за семь месяцев упало на 36%).



Автоперевозчики столкнулись и с другой проблемой – ростом затрат. Во-первых, с 1 января 2015 года изменился порядок уплаты НДС, согласно которому налог теперь необходимо платить в полном объеме. Ранее большинство малых и средних фирм работали, используя ЕНВД или УСН, но при этом продавали услуги с НДС через фирмы однодневки, и, тем самым, платили меньше налогов. Теперь же с учетом изменений в законодательстве старая схема не работает. На практике это приводит к росту затрат на 10%. Во-вторых, в 2015 году в соответствии с Приказом Министерства транспорта от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» стал проводиться четвертый этап внедрения данных устройств на грузовые автомобили. Стоит этот прибор в среднем 35-50 тысяч рублей, его техническое обслуживание стоит дополнительно.

Кроме того, в среднем по регионам в полтора раза выросли тарифы на ОСАГО, а также увеличились и некоторые другие затраты, связанные с проездом по платным магистралям, а также получением пропусков на МКАД и КАД Санкт-Петербурга.

Наконец, большая часть в расходах автоперевозчиков завязана на динамике курса валют, инфляция внутри страны привела к увеличению расходов на ремонт и обслуживание техники, а возросший курс доллара к росту платежей по кредитам и расходам по лизингу транспортных средств.

Свою лепту в рост затрат внесли и цены на топливо. В совокупности затраты автоперевозчиков в среднем выросли на 20-30%. Это напрямую должно было повлиять и на рост тарифов, в начале 2015 года даже прогнозировалось, что они увеличатся на 15-20%. Но статистика свидетельствует о том, что тарифы за полгода изменились незначительно, на автомобильном транспорте они выросли только на 2,1% по сравнению с первой половиной 2014 года.



Изменение тарифов было незначительным, потому что спрос на перевозку грузов автомобильным транспортом и так упал. При этом конкурировать с автотранспортными компаниями стран Европы отечественному бизнесу тяжело. Многие фирмы предпочитают выбирать именно зарубежного автоперевозчика, часто их тарифы ниже, а предлагаемый сервис и логистика заметно выигрывают в сравнении с отечественными. Российские компании вынуждены не повышать тарифы и тем самым поддерживать спрос, теряя прибыль.
Из-за спада внешнеторговой деятельности России и снижением надёжности российских компаний как бизнес-партнёров в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией, иностранные участники ВЭД перестают пользоваться услугами перевозчиков из России. Так, в первом квартале экспорт транспортных услуг упал на 24%, а импорт на 16%. Ещё хуже обстоят дела в предоставлении вспомогательных и дополнительных транспортных услуг (к примеру, хранение или погрузка) — их экспорт снизился на 53%, а импорт на 41%.



Кроме того, перевозчикам пришлось заметно изменить и географию поставок. Ранее многие грузы из России везли транзитом через Украину в страны Европы и обратно, особой популярностью пользовались и украинские порты. Из стран Европы помимо продовольствия везли одежду, цветы, различные товары легкой промышленности, технику. Из-за санкций и конфликта с Украиной прежние маршруты стали не востребованы. Отчасти транспорт переориентировался на перевозки по России, отчасти — на страны Средней Азии. Помимо усилий по разработке новых логистических схем, компании отмечают и рост затрат на дополнительный расход топлива в связи с увеличением расстояний перевозок.
Предприятия всего транспортного комплекса показали отрицательный результат прибыли, она стала вполовину меньше, чем за аналогичный период прошлого года.



В отрасли сократилось число компаний, в июне прошлого года всего было зарегистрировано 553 крупные и средние организации — сейчас 522. Из них только 54% организаций получили в первом полугодии прибыль (в прошлом году было 65%). Остальные компании пока работают в минус, и их убытки при этом возросли на 12,1%.



В России на 4,7% сократилась численность работников, занятых в грузовых автоперевозках (среднесписочная численность стала составлять немногим более 259 тысяч человек), а рост заработной платы был самым низким по сравнению с другими видами транспорта (+2,1%, в то время как в среднем по транспортному комплексу она увеличилась на 5,4%). Государство не планирует дополнительно поддерживать автоперевозчиков в условиях кризиса. В данном случае исправить положение может лишь рост экспорта или импорта товаров и восстановление объемов торговли со странами Европы.

Автор: Ванаева О.

2 комментария
Лисенко Павел 9 октября 2015, 16:15 0
грусть-печаль
Борис Обрушников 9 октября 2015, 16:34 0
И кризис

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
    Руслан Петров
    Физ. лицо

    Не советую покупать этот грузовик. Проблем с ним очень много. После каждого рейса будете в сервис гнать его. У меня вообще на 59 тысяч пробега кардан отвалился, благо что был в городе. Даже и не знаю куда завод смотрит, про качество уже забыл лет 20 назад. И цена явно не соответствует качеству.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
Прямой эфир