Утром стулья, вечером —деньги. Но с отсрочкой
Экспедиторы часто задерживают оплату перевозчикам за выполненную работу, ссылаясь на выдуманную или реальную задержку оплаты заказчиком. Даже если груз доставлен в целости и сохранности — еще не факт, что эту перевозку оплатят— многие случаи описываются на форумах в интернете.
В таких условиях возникает резонный вопрос: должен ли экспедитор делать предоплату перевозчику? Имеет ли право перевозчик требовать 100% предоплату?
Некоторые владельцы транспорта после нескольких неудач или задержек оплаты пересматривают свои условия. Они согласны ехать только после получения полной оплаты вперед. Ведь невозможно же постоянно всех кредитовать — сетуют они. Почти во всех случаях оплата задерживается или переносится. Снежный ком нарастает, прибыли нет, работой завален и каждый день начинается с обзвона должников. Получается, чем больше перевозчики ездят по постоплате, тем больше долгов накапливают. Сотрудники и топливные компании не хотят ждать, пока бухгалтер заказчика выйдет с больничного и нажмет заветную кнопку «Отправить».
Перевозчики ссылаются на договор, заключенный между экспедитором и ними, в котором прописаны условия оплаты и ее сроки. И не важно, оплатил ли конечный клиент — будьте добры выполнять условия, под которыми вы подписались. Иначе же получаются поездки за счет перевозчиков, которые как бы кредитуют всех остальных участников грузоперевозки, беря все расходы на себя: за топливо, зарплату водителей, ремонт машин, сервис и прочее.
Перевозчики вложили в бизнес свой капитал, а у экспедиторов нет никаких оборотных средств и они ничем, в результате, не рискуют. Риск экспедитора —репутация, которой сегодня никто не дорожит.
Другие же перевозчики согласны работать и по 50% предоплате, если грузоотправитель и экспедитор возьмут на себя расходы по заправке, оплату непредвиденных расходов, обслуживания, ремонта, а в случае поломки — наймут другую машину для завершения доставки груза.
Наиболее справедливо требовать в качестве предоплаты провозную плату и не более — считают некоторые.
В целом, перевозчики склоняются к мысли, что если заказчики оспаривают оплату вперед, то это выглядит подозрительно, «пахнет кидаловом».
Вместе с тем, в настоящее время всё же большинство перевозчиков продолжают работать в долг. Как правило, летом заказчики оплачивают быстрее и дают больше работы. Зимой же все процессы замедляются, что приводит и к отсрочкам в платежах.
Некоторые заказчики недоумевают, почему же они должны платить деньги вперед, если подрядчик еще ничего не сделал? Следуя такой логике, и зарплату сотрудники тоже потребуют, еще не отработав положенный месяц. Зачем же платить до прибытия груза, а вдруг он его не довезет? Но ведь с другой стороны, пассажиры вначале покупают билеты на самолет или поезд, а потом уже едут.