Дикий капитализм. Особенности российских экспедиционных реалий
Ожидается, что в результате вступления в ВТО в Россию придут международные и европейские перевозчики и экспедиторы. Для них российский рынок — непаханая целина. Возможно, они принесут с собой цивилизованные схемы работы, которые в диковинку для местных.
Не секрет: многие отечественные компании вовсю используют серые схемы работы. Среди них и уход от НДС (когда, например, оформляется ИП вместо ОСНО), «обналичка». Транспортники же часто работают под фиктивными ИП, без договоров. Для иностранных компаний такие махинации вряд ли будут привлекательны. Они не станут заниматься налоговыми преступлениями на территории другой страны. И если эти новые игроки рынка будут работать по всем правилам, честно отчисляя положенные суммы в бюджет, сотрудничать только с легальными перевозками, то их услуги будут обходиться подороже 10%, на которые рассчитывают сегодняшние экспедиторы.
Как у европейцев законопослушность впитывается с молоком матери, так и у наших бизнесменов — презрение к налогам, которые называют «воровским общаком», «поборами» и прочими все известными фразами.
Еще одна особенность в ведении бизнеса — это «откаты». Без них тоже в наших реалиях не обходятся. Что случилось бы с менеджером европейской фирмы, если бы стало известно, что он регулярно получал комиссионные себе в карман?..
Особенностью транспортной сферы в наших краях является и то, что права перевозчиков часто ущемляются. Сегодня часто случается, что экспедиторы не выполняют своих обязательств перед подрядчиками. Плата за его работу приходит не вовремя, условия договора нарушаются. А всю ответственность же они склонны передавать именно конечному звену — этим же перевозчикам. Профессиональных союзов у водителей и перевозчиков нет, а ведь такие объединения могли бы иметь свои принципы работы, расчета тарифов и, если нужно, постоять за права своих членов.
В целом, российскому бизнесу нужно развивать профессиональную этику, ответственность и порядочность. Времена, когда каждый каждому — волк,— должны, наконец, кануть в лету.